Эксперты рынка труда назвали пандемию COVID-19 переходом к экономике будущего
Повсеместный перевод сотрудников на удаленку, интерес к новым вакансиям и роботизация производств: под влиянием пандемии COVID-19 рынок труда переживает серьезные перемены. Что будет после коронавируса и как этот опыт можно использовать для лечения застарелых проблем экономики, рассказали эксперты.
Нашествие роботов
После пандемии примерно 75% рабочих мест в развивающихся странах могут быть заменены роботами, говорится в свежем отчете BankofAmerica. В некоторых странах машины уже активно приходят на смену доставщикам: разносят еду и лекарства людям, которые сидят дома, спасаясь от вируса. В России о таком сервисе пока говорить рано, но в производственных процессах роботы себя уже проявили. Правда, это вовсе не значит, что они полностью заменят людей.
Директор Института проблем рынка РАН Валерий Цветков в беседе с "ПолитЭкспертом" напомнил, как в XVIII веке рабочие в Англии крушили автоматические станки, боясь, что те лишат их заработка. Примерно такие же опасения сейчас проявляют в отношении роботов, и совершенно напрасно.
"Роботизация направлена на то, чтобы избавляться от рутинного труда, который давно себя изжил. Например, сегодня пассажирскими самолетами управляют всего два пилота, а раньше с ними летали еще бортинженер, радист и штурман. Сейчас их заменили компьютеры, и это никого не шокирует. Роботизация не отбирает работу. Она создает новые профессии, поднимает производительность и качество труда на более высокий уровень", – отметил Цветков.
"Крутить отвертками – уже не то"
Мнение ученого подтвердил заместитель гендиректора Омского завода инновационных технологий Дмитрий Шкапов. "Крутить отвертками – уже не то", – заявил он, сообщив, что роботов на их предприятии используют для производства промышленных котлов. Это обеспечивает высокое качество сварки и продлевает срок службы готовой продукции. Причем обычных сварщиков без работы не оставляют, заверили на заводе:
"Мы не сокращаем людей. Мы переучиваем их работать на роботокомплексах. Сотрудники меняют профиль: были сварщиками – стали операторами сварочного комплекса. Привлекать таких специалистов выгодно, потому что они понимают, что такое процесс сварки, видят брак и могут посоветовать что-то изменить, улучшить. Для самих работников это интереснее и проще физически".
Высокое качество продукции, сделанной в сотрудничестве робота и человека, повышает узнаваемость бренда, позволяя заводу расширять производство. А это – создание новых рабочих мест, отметили собеседники ПЭ.
Удаленка – выгодный тренд
Валерий Цветков убежден: происходящее сейчас в мире показывает, как будет меняться экономика в будущем. Кроме роботизации он отметил тенденцию перевода сотрудников на удаленный формат работы. Пандемия показала, что некоторым специалистам вовсе не обязательно находиться в офисе, и это несет двойную выгоду.
"Для работодателей это снижает издержки бизнеса, поскольку больше не нужно платить за аренду и оборудование рабочих мест; у сотрудников сокращаются транспортные расходы и время. Это экономически обоснованно, а значит, может закрепиться и после пандемии. Почему бы и нет? Понятно, что на удаленку можно перевести не всех. Есть врачи, пожарные или полиция. Но многих других – можно. И пандемия заставила более внимательно посмотреть на это", – подчеркнул ученый.
Профессии будущего
Спрос на специальности, предполагающие удаленный формат работы, после вспышки COVID-19 действительно заметно вырос, рассказала руководитель службы исследований рекрутингового сервиса Hh.ru Мария Игнатова.
Наибольшей популярностью, по ее словам, пользуются вакансии разработчика/программиста, специалиста техподдержки, менеджера по продажам в интернет-магазинах, менеджера по работе с клиентами, оператора call-центра, интернет-маркетолога, SMM-менеджера, дизайнера и агента по недвижимости.
В целом предложений на рынке труда меньше не стало, даже в тех сферах, которые пострадали от пандемии больше всего:
"Если сравнивать показатели марта 2020 года с мартом 2019-го, то вакансий стало больше на 4%. Уменьшилось количество традиционных офисных специальностей, таких как бухгалтерия, юриспруденция, управление персоналом, маркетинг, реклама и PR. А вот предложений в медицине и фармацевтике, в сфере безопасности, рабочего и домашнего персонала, наоборот, прибавилось".
Не исключено, что такой расклад сохранится и после того, как пандемия закончится, как минимум на несколько месяцев. А это позволит людям изменить привычки и освоить новые специальности.
Фото: pixabay.com/pd
"Нужно использовать ситуацию"
Ситуация, которая сложилась из-за коронавируса, может не только переставить акценты на рынке труда, но и помочь в устранении целого ряда застарелых проблем, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Поскольку COVID-19 сильнее всего ударил по экономике мегаполисов, многие люди на время изоляции уехали из Москвы в другие города – домой, к родственникам. Некоторые отправились в сельскую местность, где можно не только переждать разгар эпидемии, но и сократить расходы. Для государства это идеальная ситуация, чтобы подстегнуть экономику регионов, встроив в нее тех самых приезжих, отметил собеседник "ПолитЭксперта".
"Не секрет, что в глубинке необходимы специалисты в области здравоохранения, образования. Нет учителей в школах, а те, что есть, работают на две ставки. Многие, кто сейчас туда уехал, имеют высшее образование – дипломы историков, географов, политологов, – а работают при этом где-то, к примеру, в продажах. Вряд ли в школах. Нужно сейчас создавать для них рабочие места и решать реальные проблемы; использовать кризис, чтобы искоренять застарелые болезни экономики. Тогда миллионы людей не останутся без работы, как в США", – подчеркнул Колташов.
Удаленно из регионов тоже можно работать, наслаждаясь свежим воздухом и отсутствием пробок, получая столичный доход и вкладывая его в развитие родного поселка. Главное, чтобы после пандемии работодатели не загнали всех обратно в офисы.
Ранее россияне рассказали, как живется в условиях карантина в разных уголках России – от Москвы до отдаленных поселков.