Российско-саудовская нефтяная схватка - мошенничество и фарс
Российско-саудовская ценовая война на нефть - это выдумка, придуманная СМИ. В ней нет ни слова правды. Да, на встрече ОПЕК в начале марта подняли пыль, которая привела к росту добычи и падению цен. Эта часть правдива. Но стратегия Саудовской Аравии по выбросу на рынки нефти была направлена не на Россию, а на американских производителей сланцевой нефти. Но не по тем причинам, о которых вы читали в СМИ.
Саудовцы не пытаются уничтожить американский бизнес по добыче сланцевой нефти. Это еще один вымысел. Они просто хотят, чтобы американские производители играли по правилам и вмешивались, когда цены нуждаются в поддержке. Это может показаться натяжкой, но это правда.
Видите ли, американские производители нефти - это не то, что вы называете «командными игроками». Они не сотрудничают с иностранными производителями, они не желают разделять издержки при падении спроса и никогда даже пальцем не шевельнут, чтобы поддержать цены. Американские производители нефти это ваш ближайший сосед, который паркует свой древний битый «Плимут» на лужайке перед домом, а затем окружает его ржавыми приспособлениями. Они не заботятся ни о ком, кроме себя.
Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман хотят лишь того,чтобы американские производители разделили боль от сокращения добычи нефти, чтобы стабилизировать цены. Это вполне разумный запрос. Вот отрывок из статьи на oilprice.com, который помогает объяснить, что на самом деле происходит: «…надежда на то, что цены на нефть могут восстановиться, появилась после того, как агентство Reuters сообщило, что Саудовская Аравия, Россия и союзники-производители нефти согласятся серьезно сократить добычу нефти на переговорах на этой неделе, но только если Соединенные Штаты и некоторые другие страны присоединятся к усилиям по поддержанию цен, упавших из-за коронавирусного кризиса. Однако, пытаясь и съесть тортик, и сохранить его для себя, министерство энергетики США заявило во вторник, что объем производства в США уже падает без правительственных действий, в соответствии с настойчивым требованием Белого дома не вмешиваться в частные рынки….
… ОПЕК+ потребует от США сокращения (производства нефти – С.Д.), чтобы прийти к какому-то соглашению. Сегодняшний отчет Управления энергетической информации* демонстрирует, что уже есть прогнозируемые сокращения на 2 (млн. баррелей в сутки) без какого-либо вмешательства со стороны федерального правительства», - заявили в министерстве энергетики США.
Однако этого недостаточно для ОПЕК+ и, конечно, для России, которая 15 апреля дала понять, что естественное сокращение добычи нефти из-за падения спроса и волатильности на рынке нельзя сравнивать с добровольными ограничениями, направленными на стабилизацию ситуации, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
«Это совершенно разные сокращения. Общее сокращение спроса вы сравниваете с сокращениями для стабилизации мировых рынков. Это длину и ширину сравнивать. Это разное». - Сказал Песков… Москва очень сильно зависит от США и вряд ли согласится на сокращение производства, если США не присоединятся к этим усилиям». («Историческая нефтяная сделка на грани краха в то время, как Россия противится «сокращениям» США» (Historic Oil Deal On The Verge Of Collapse As Russia Balks At U.S. ‘Cuts'), oilprice.com)».
Путин ведет себя разумно и честно. Если все остальные вынуждены сокращать поставки, тогда и американским производителям нефти тоже придется сократить поставки. Но они не хотят разделить боль, поэтому они выбрали стратегию, как от нее отвертеться. Они хотят, чтобы снижение их производства (из-за слабого спроса во время пандемии) считалось «сокращением производства». У них даже есть название для этого мошенничества, они называют это «органическим сокращением производства», что означает отсутствие сокращений вообще. Именно так бизнес ведут барыги, мелкие торгаши и маклеры, а не ответственные взрослые люди.
Чего же от этой сделки хочет Путин?
Ценовой стабильности.
Да, он хотел бы, чтобы цены установились где-то выше 45 долларов за баррель, но на протяжении какого-то времени этого не произойдет. Сочетание более низкого спроса (из-за коронавируса) и избыточного предложения (из-за наводнения рынка саудовцами) гарантируют, что в обозримом будущем цены сохранятся на низком уровне. Несмотря на это, Путин понимал, что делают саудовцы, наводняя рынок, и он знал, что это не направлено против России. Саудовцы пытались убедить американских производителей нефти прекратить халяву и сократить добычу так же, как и все остальные. Вот и вся недолга. Проверьте это по отрывку из статьи нефтяного эксперта Саймона Уоткинса на oilprice.com: «Саудовская Аравия постоянно раздражалась ... (потому что) ее усилия по поддержанию цен на нефть в рамках различных соглашений ОПЕК и ОПЕК+ позволяли этим самым сланцевым производителям зарабатывать намного больше денег, чем саудовцы, условно говоря. Причиной этого было то, что американские производители сланцевой нефти… не были связаны с производственными квотами ОПЕК/ОПЕК+, поэтому могли заполнить пробелы в добыче, созданные производителями ОПЕК». («Грустная правда о сокращении добычи ОПЕК+», Саймон Уоткинс, ((“The Sad Truth About The OPEC+ Production Cut”, Simon Watkins) oilprice.com).
Это то, что СМИ не говорят своим читателям – т.е., что американские производители нефти, которые не участвуют в каких-либо коллективных усилиях по стабилизации цен, используют квоты на добычу ОПЕК, чтобы увеличить прибыль за счет других. Американские производители придумали, как манипулировать системой, играя по ее правилам, и в процессе этого наварить кучу денег. Стоит ли удивляться тому, что саудиты взбесились?? Вот еще из той же статьи: «Это дало Соединенным Штатам преимущество в 3-4 миллиона баррелей в сутки по сравнению с Саудовской Аравией в экспортной нефтяной игре, что означает, что они быстро стали мировым производителем нефти…». Поэтому Саудовская Аравия сначала решила в одностороннем порядке объявить о своем намерении, чтобы последняя сделка ОПЕК+ была намного больше той, которую она предварительно согласовала с Россией в надежде устроить русским засаду. Россия, однако, отвернулась и сказала Саудовской Аравии, образно говоря, пойти и размножаться самой с собой. МбС**… затем решил начать тотальную ценовую войну». (oilprice.com)
Таким образом, вы можете видеть, что это действительно не имеет никакого отношения к русским. Наследный принц был просто разочарован тем, как американские производители нефти играли в этой системе, поэтому он чувствовал, что должен был ответить, наводнив рынок. Очевидной целью было производство сланцевой нефти в США, которое воспользовалось квотами, отказавшись сотрудничать с другими производителями нефти и, как правило, уходило от соблюдения существующей системы квот.
И что забавно, как только саудовцы начали закрывать кислород американской банде фрекинга***, те все массово отправились в Вашингтон, чтобы попросить помощи у Папаши Трампа. Вот почему Трамп решил экстренно позвонить в Москву и Эр-Рияд, чтобы узнать, сможет ли он договориться о сделке.
Стоит отметить, что в прошлом американские производители нефти были вовлечены и в другие хитрые действия. Посмотрите на этот отрывок из статьи в Guardian в 2014 году, когда цены на нефть в последний раз падали: «После летней цены выше 110 долларов за баррель, стоимость нефти упала. Цены снизились на четверть за последние три месяца ...
Подумайте о том, как состояние мира видит администрация Обамы. Она хочет, чтобы Тегеран выполнил команду «к ноге» по вопросу о своей ядерной программе. Она хочет, чтобы Владимир Путин отступил на востоке Украины. Но после недавних событий в Ираке и Афганистане у Белого дома нет желания ступать американскими ботинками на те земли. Вместо этого Вашингтон с помощью своего союзника - Саудовской Аравии - пытается снизить цены на нефть, наводняя и без того слабый рынок нефтью. Поскольку россияне и иранцы сильно зависят от экспорта нефти, предполагается, что с ними станет легче «иметь дело» ...
Саудиты сделали нечто подобное в середине 1980-х годов. Тогда геополитическая мотивация для этого шага, который привел к тому, что цена на нефть опустилась ниже 10 долларов за баррель, заключалась в дестабилизации режима Саддама Хусейна….
Готовность Вашингтона разыграть нефтяную карту проистекает из убеждения в том, что внутренние поставки энергоносителей в результате фрэкинга позволяют США стать крупнейшим в мире производителем нефти. В своей речи в прошлом году Том Донилон, тогдашний советник Барака Обамы по национальной безопасности, сказал, что США теперь менее уязвимы для глобальных нефтяных шоков. Подушка безопасности, обеспечиваемая сланцевыми нефтью и газом, «усиливает нашу позицию в достижении и реализации наших целей национальной безопасности». («Ставки высоки, поскольку США разыгрывают нефтяную карту против Ирана и России» (“Stakes are high as US plays the oil card against Iran and Russia”), The Guardian).
Эта цитата показывает, что Вашингтон более чем готов использовать «нефтяную карту», если она помогает ему достичь его геополитических целей. Неудивительно, что хороший друг Саудовская Аравия исторически играла ключевую роль в содействии достижению этих целей. Однако нынешний инцидент - полная противоположность этому. Саудиты не помогают США в достижении их целей; наоборот, они испытывают разочарование. Они чувствуют, как их душит Вашингтон (и американские производители нефти), и они хотят доказать, что у них есть средства, чтобы дать отпор. Наводнение рынка нефтью для МбС было просто способом «выпустить пар».
Трамп понимает это, но он также понимает, кто, в конечном счете, заказывает музыку. Именно поэтому он сделал необычный шаг, явным образом предупредив саудовцев, что они должны лучше утянуться и встать в очередь, или им придется очень дорого заплатить. Вот бэкграунд, который поможет расставить точки над i: «... сделка, заключенная в 1945 году между президентом США Франклином Д. Рузвельтом и королем Саудовской Аравии (в то время Абдулазизом), которая определила отношения между двумя странами на длительное время ... сделка, которая была заключена между двумя этими людьми на борту крейсера ВМС США «Куинси» ... заключалась в том, что США будут получать все необходимые запасы нефти до тех пор, пока в Саудовской Аравии имеется нефть, взамен чего США будут гарантировать безопасность правящего Дома Саудов. Эта сделка несколько изменилась с момента подъема американской отрасли по производству сланцевой нефти и после попытки Саудовской Аравии уничтожить ее с 2014 по 2016 год В том смысле, что США все еще гарантируют безопасность Дома Саудов, но также ожидают, что Саудовская Аравия не только обеспечит США той нефтью, в которой они будут нуждаться; настолько долго, насколько это возможно, но это также является и ключом ко всему, что последовало - это также позволяет американской сланцевой промышленности продолжать функционировать и расти.
Что касается США, то если это означает, что саудовцы проигрывают производителям сланца в США, поддерживая цены на нефть, но теряя возможности экспорта для этих американских фирм, то...
Как ясно давал понять президент США Дональд Трамп всякий раз, когда со стороны Саудовской Аравии он ощущал непонимание той огромной выгоды, которую США приносят правящей семье: «Он [король Саудовской Аравии Салман] без поддержки военных США не останется у власти дольше двух недель». («Грустная правда о сокращении добычи ОПЕК+», Саймон Уоткинс (“The Sad Truth About The OPEC+ Production Cut”, Simon Watkins, Oil Price))
Трампу казалось, что он должен был напомнить саудовцам, как на самом деле работает система: Вашингтон отдает приказы, а саудовцы подчиняются. Просто, правда? Фактически, наследный принц уже резко сократил добычу нефти и полностью соблюдает директивы Трампа, потому что он знает, что если он этого не сделает, то в конечном итоге он кончит так же, как Саддам Хуссейн или Муаммар Каддафи.
Между тем, американским производителям сланцевой нефти вообще не потребуется делать какие-либо сокращения или, как отмечает New York Times, «Было вовсе неясно, взяла ли администрация Трампа формальное обязательство сократить производство в Соединенных Штатах».
Поняли? Таким образом, все остальные сокращают производство, все остальные видят, что их доходы сокращаются, и все остальные делают ставку на снижение цен. Все, кроме «исключительных» американских производителей нефти из исключительных Соединенных Штатов. Уж эти-то не должны делать ни черта.
Об авторе: Майк Уитни — Mike Whitney — американский политолог и журналист.
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
Курс доллара: Эксперт объяснил, почему курс доллара еще не вырос до 85
* Energy Information Administration, EIA — независимое агентство в составе федеральной статистической системы США, ответственное за сбор, анализ и распространение информации об энергии и энергетике. EIA собирает данные по углю, нефти, природному газу, электроэнергии, возобновляемым источникам энергии, атомной энергетике.
** Мухаммед бен Салман
***Гидроразрыв нефтегазоносного сланцевого пласта