Я помню. Я горжусь. Служу России! Всю войну на ответственном посту.
Котельникова Лидия Степановна 05 февраля 1922 года в многодетной семье Рупышева Степана Венедиктовича родилась дочь Лидия. Семья проживала в Кировской области, Опаринском районе, селе Кузнецовской. Детство Лиды пришлось на трудные годы коллективизации. Она хорошо помнила, как ревела скотина, сгоняемая на общее колхозное подворье, как голосили бабы, и мрачнели лица мужиков, молча и угрюмо наблюдавших, как уводили со двора корову – единственную кормилицу, без которой в крестьянской семье, как без рук.
Глава семейства - Степан Венедиктович, как мог, успокаивал жену и детей: - «Ничего, с голоду не помрём, как-нибудь перебьёмся, хуже в жизни бывает». Понемногу стали привыкать к новой жизни. Пахали землю, сеяли лён, картошку выращивали, капусту. В речушке, протекавшей рядом с селом, в изобилии водилась рыба. Братья Лиды частенько таскали домой огромных щук или золотистых карасей, которых ловили с помощью обыкновенной простыни или наволочки. А время шло, Лида училась в семилетней школе. Сначала Лиде на шею повязали пионерский галстук, которым она очень гордилась, затем на груди появился комсомольский значок.
После окончания школы Лида учила крестьян грамоте в школе ликбеза, а позже заведовала избой-читальней. Молодость прекрасная пора! Песни пели, газеты вслух читали, плясали под гармошку и засиживались на посиделках, где мечтали о дальнейшей жизни. Словом, текла деревенская жизнь спокойно и равномерно, и казалось, ни что не может её нарушить. А беда была уже совсем рядом.
А завтра была война…
В тот июньский день 1941 года звуки набата многим сельчанам почему-то показались какими-то особенно тревожными. И когда, собравшимся возле сельсовета людям объявили о том, что началась война с Германией, слёз и плача было куда больше, чем тогда, когда угоняли скотину со двора при коллективизации. Все прекрасно понимали, что пришедшая беда намного страшнее прежней. В первых рядах на фронт ушли братья Лиды: Валерий и Николай. До 1942 года сельских девчат не трогали. Но однажды, в августе, Лиду вызвали в сельсовет, где дали понять, что Родина находится в смертельной опасности.
На сборном пункте, в городе Кирове, Лиду распределили и направили сначала в г. Свердловск – сейчас Екатеринбург, а затем в г. Омск, на курсы младших командиров, при интендантском училище. В октябре учёба закончилась, и началось распределение по частям. Лида Рупышева попала в первую команду из 100 человек и в звании старшего сержанта была направлена на сборный пункт города Москвы. Здесь прошла учёбу на военного регулировщика и после была отправлена на фронт.
Эх, путь-дорожка, фронтовая…
В частях ВАД (военно-автомобильные дороги) № 26, 103-ем дорожно-комендантском участке, а позже в том же году ВАД № 28 ДКУ № 90 проходила служба военного регулировщика – Рупышевой Лидии на Воронежском фронте, а затем, на Центральном фронте, за Смоленском, под Оршей. Потом она оказалась на первом Украинском фронте, прошла Польшу, Чехословакию и дошла до Германии. Кто считает, что нет ничего проще, чем стоя на перекрёстке размахивать флажками, тот ничего не знает о войне. Зной, холод, дождь, снег, постоянные бомбёжки. Строки поэтессы - Юлии Друниной –
Риск погибнуть был более, чем реален. Из воспоминаний Лидии Степановны: - «Однажды, на наш пост неожиданно вышла группа немцев и открыла огонь из автоматов. Сразу были убиты две регулировщицы. Командир поста и, оставшиеся в живых регулировщицы, открыли ответный огонь по немцам. Они отступили. Когда я вышла из укрытия, откуда стреляла, то нос к носу столкнулась с немцем, который, видимо, не успел отступить. Я успела выстрелить первой. Могу сказать, что после мне было жалко этого убитого немца до слёз. Хотя я понимала, что если бы не я, то он бы убил меня. Мне было непонятно одно - откуда же у них была такая жестокость по отношению к нам?».
А нужно было выполнять основные обязанности по регулированию движения бесконечных колонн машин, танков и другой боевой техники. Регулировщикам приходилось выполнять массу других, не менее важных обязанностей. Это помогать раненым - найти госпиталь, показать отставшим водителям, в каком направлении ушла их основная колонна, охранять и сопровождать гружёные составы, выявлять мародеров и т.д. и т.п.
И среди всей этой неразберихи ей совершенно случайно дважды посчастливилось, к великой радости, встретиться с братом Николаем. Первый раз на сборном пункте в Москве, второй раз, в августе 1944 года, в городе Луцке, когда 1-Украинский и 2-ой Белорусский фронты оказались на стыке наступления.
О том, что брат Валерий пропал без вести, Лида узнала из письма от родителей.
Победу Лидия встретила на своём посту, в Берлине. Вечером, после смены, девушки налили по сто грамм рома, все радовались, пели, танцевали и не верили своему счастью.
Под крышу дома своего
Домой Лидия вернулась в августе победного 1945 года. О брате Валерии так и не было никаких вестей. Отец умер в 1944 году, мать, с младшим братом Степаном работали в колхозе. И начались для Лиды послевоенные будни.
Одна радость была у молодёжи: гармошка, да танцы по вечерам. Вот в один из таких вечеров Лида и встретила своего Николая – будущего мужа. Он тоже вернулся с войны, где воевал с 1942 года по 1946 год и в звании старшего сержанта дошёл до Берлина. В августе 1946 года они поженились.
У них родилось трое сыновей и дочь. Конечно, нелегко было поднимать детей. Работали очень много, а Николай ещё и учился. Сначала закончил педучилище, а позже пединститут.
Подросли дети, им надо было учиться. В 1963 году Николай Васильевич перевёз семью в г. Краснотурьинск. Сам стал преподавать математику в школе № 32, а в штате городского отдела внутренних дел появился новый сотрудник – старший сержант, а потом и старшина милиции Лидия Степановна Котельникова.
От формы она отвыкнуть не успела. Основным местом службы Лидии Степановны стал пост по охране госбанка. Если требовалось – дежурила и на других участках. Словом, делала всё то, что положено делать человеку в милицейской форме. Службу в милиции несла исправно, как на войне, о чём свидетельствуют многочисленные награды и поощрения: Медаль - «За Победу над Германией», «Орден Отечественной войны» 2 степени, медаль - «За безупречную службу», «Ветеран труда», юбилейные медали.
После выхода на заслуженный отдых, долгие годы работала стрелком ВОХР при отделе вневедомственной охраны ГОВД. Много сил отдавала работе с подростками, воспитывая у них чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Лидия Степановна основатель милицейско-полицейской династии. По её стопам пошли - сын Леонид, дочь Галина, которые добросовестно несли службу вплоть до выхода в отставку. В настоящее время несёт службу в полиции её внук Алексей.
#Япомню, #Ягоржусь, #СлужуРоссии», #МВД66 #свердловскаяполиция #свердловскийполицейский #МО МВД России «Краснотурьинский»