Вплоть до сжигания? Россия рассматривает возможные пути сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+
Для России ограничения в рамках ОПЕК+ потребует очень серьезных мер по снижению производства, что является предметом серьезного обсуждения нефтяными компаниями.
Страны ОПЕК+ 12 апреля 2020 г., после длительных и сложных переговоров, договорилась о поэтапном сокращении добычи нефти с мая 2020 г.
В мае-июне 2020 г. страны-участницы соглашения должны будут сократить добычу на 9,7 млн барр./сутки, во 2м полугодии 2020 г. ограничения будут смягчены до 7,7 млн барр./сутки, а до мая 2022 г. будет действовать сокращение на 5,8 млн барр./сутки.
Базовым периодом для отсчета сокращения у большинства стран ОПЕК+ остался октябрь 2018 г.
При этом Россия и Саудовская Аравия для снятия противоречий взяли за точку отсчета 11 млн барр./сутки (без учета газового конденсата).
На 1м этапе реализации нового соглашения ОПЕК+ Россия и Саудовская Аравия должны будут добывать 8,5 млн барр./сутки, на 2м этапе - 8,99 млн барр./сутки и на 3м этапе - по 9,495 млн барр./сутки нефти.
В настоящее время в России добывается 11,28 млн барр./сутки нефти и газового конденсата.
Даже без учета газового конденсата, России предстоит очень серьезное снижение добычи.
Ранее сообщалось, что нефтяные компании получили от Минэнерго РФ распоряжение сократить добычу нефти примерно на 20% от уровня февраля 2020 г.
24 апреля 2020 г. Reuters сообщил о возможных подходах к сокращению добычи в России.
Основной вариант действий - снижение добычи на старых месторождениях с падающей добычей, где инвестированные средства уже окупились.
Так, ЛУКОЙЛ, добывающий в России 1,65 млн барр./сутки, планирует в рамках ОПЕК+ сократить добычу на 293 тыс. барр./сутки.
По данным источника Reuters, компания может закрыть ряд месторождений в республике Коми на одном из своих дочерних предприятий ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз, однако сама компания заявляет о том, что планов по закрытию нефтедобывающих предприятий у нее нет.
Также, по неподтвержденным данным, возможность закрытия ряда месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) рассматривает Славнефть-Мегионнефтегаз, СП Роснефти и Газпром нефти.
Более рациональными вариантами снижения добычи является закрытие действующих скважин на несколько месяцев на капремонт и сокращение объемов бурения новых скважин.
Капремонт, несмотря на дополнительные затраты, позволит удержать фонд в рабочем состоянии и после улучшения ситуации со спросом даст возможность вернуть скважину к жизни без потери объемов.
Консервацию скважин в большинстве случаев российские нефтяники не рассматривают, поскольку такие меры на месторождениях с битуминозными, высоковязкими нефтями, а также месторождениях в северных широтах с низкими температурами чреваты безвозвратной потерей этих активов.
Кроме того источники Reuters говорят о возможности сжигания нефти в исключительных случаях, но этот вариант представляется нереализуемым по действующему в России природоохранному законодательству.
В любом случае, действия по сокращению добычи нефти в России будут реализовываться осторожно, чтобы не повторилась ситуация с обвалом нефтедобычи после распада СССР.
В 1988 г. добыча нефти в РФ (в составе СССР) достигла пика в 569 млн т, однако после распада СССР из-за сокращения инвестиций в конце 1990х гг. добыча нефти упала до 300 млн т/год.
На прежние уровни добычи России удалось выйти лишь в последние годы.
В 2019 г., по данным Минэнерго РФ, добыча нефти и газового конденсата выросла на 0,7% по сравнению с 2018 г. и составила 560 млн т.