Госпропаганда убивает последнее доверие к власти
Парадоксально, но суровый закон о фейках не действует в отношении государственных СМИ, которые изо дня в день потчуют нас противоречивой информацией
Как мы помним, Госдума не так давно приняла закон, вводящий суровые санкции за публикацию недостоверной «общественно значимой информации, распространяемой под видом правдивых сообщений, если она угрожает жизни, здоровью, имуществу граждан или подрывает общественный порядок или безопасность». За это предусмотрены штрафы от 30 тысяч до полутора миллионов рублей.
Мера, казалось бы, оправданная в такое суровое время, когда точность в информировании общества особенно важна. И ведь штрафуют: блогеров, пользователей соцсетей. Вот жительницу Липецка оштрафовали за недостоверную информацию на 15 тыс. рублей.
«Авторы фейков пугают угрозой жизни и здоровью неограниченного числа людей и говорят о многочисленных жертвах, — говорится в комментарии к сообщению в государственном СМИ о карательный мерах в отношении таких „паникеров“. — При этом они часто утверждают, что власти скрывают реальные сведения, чтобы избежать паники и протестов, и якобы поэтому информация не попадает в СМИ».
Парадоксально, но этот суровый закон не действует в отношении государственных СМИ, которые изо дня в день потчуют нас противоречивой информацией по самой значимой ныне для общества теме.
Вот, характерный пример, демонстрирующий, как функционирует эта машина, вводящая в заблуждение людей. 2 апреля участники программы «60 минут» на телеканале «Россия-1» убеждали аудиторию в том, что развитие эпидемии в России идет по особому, благоприятному сценарию. Они славили отечественную медицину, призывали не бояться инфекции, которая якобы нам не страшна. Одним словом, «броня крепка и танки наши быстры».
Приглашенный в эфир удаленно доктор биологических наук из США пытался предупредить о том, что Россия не особенная, и в ближайшие дни у нас произойдет резкое ухудшение ситуации с коронавирусом. Большой политолог и по совместительству вирусолог Алексей Мартынов, прямо-таки поселившийся в студии России-1, заполнивший собой страницы прессы и экраны ТВ, прервал биолога. Мол, нечего иностранным наймитам наводить порчу на святую Русь, американские специалисты де — нам не указ. И студия продолжила хвалить медицину и власти, не обратив внимание на предостережение профессионала. Паника, нам, конечно, не нужна. Но китайский опыт показывает, что «лучше перебдеть, чем недобдеть».
А уже на следующий день мы услышали тревожное обращение мэра Москвы и главы комиссии Госсовета Сергея Собянина, который фактически подтвердил опасения американского специалиста и ввел дополнительные ограничительные меры.
Еще через два дня последовали заявления российских экспертов о резком изменении ситуации с коронавирусом в России. Но кто ж признается, что несерьезное отношение к карантинным мерам со стороны простых граждан, которое и привело к обострению, подпитывается, в том числе, многочисленными «специалистами», оккупировавшими государственные СМИ.
Другой красноречивый пример глобального фейка явил нам телеканал НТВ, пригласивший в эфир «крупного специалиста» по инфекциям, заявившего, что имбирь является панацеей от всех болезней. Это заявление было растиражировано и привело к массовой скупке имбиря и повышению цен на него в десятки раз. Ажиотаж не спадал даже после многочисленных заявлений врачей о том, что на самом деле имбирь не обладает приписываемыми ему свойствами.
А вот пример фейка, рожденного государственным информационным агентством РИА Новости. 4 апреля на пике ажиотажа вокруг возвращения российских граждан, застрявших за границей, оно сообщило: «Россия с 4 апреля приостанавливает международные авиарейсы для вывоза соотечественников из-за рубежа».
Трудно точно оценить воздействие этой ложной информации на россиян за границей и их родственников, введенных в заблуждение. Может и поэтому, как сообщали официальные лица, российские самолеты вылетали из-за рубежа полупустыми. Люди ведь могли поверить сообщению РИА Новости.
Этот фейк пришлось опровергать Министерству транспорта России: «Ссылка на мифические источники — это попытка высосать информацию из пальца. Например, уже завтра „Аэрофлот“ должен доставить россиян с Пхукета сначала в Санкт-Петербург, а потом в Москву. Или Питер уже не российский регион?».
Затем это опровержение опубликовало и РИА Новости: «Минтранс РФ заявил, что вывозные рейсы в регионы не приостанавливались: в пятницу будет рейс с Пхукета в Санкт-Петербург».
Чуть ли не международный скандал вызвала информация РИА Новости со ссылкой на некие источники о подключении премьера правительства Великобритании Бориса Джонсона к аппарату искусственной вентиляции легких. Его пресс-секретарь вынужден был назвать эту новость дезинформацией и попросить английские СМИ ее не тиражировать.
И никаких громких разбирательств, тем более штрафов, увольнений. Главный редактор МИА «Россия сегодня» (РИА Новости) по-прежнему на боевом пропагандистском посту. Только надо бы понять, что пропаганда в нынешних условиях не уместна, а любое неверное слово от лица государства может иметь серьезные последствия.
Но не всегда государственные СМИ становятся авторами недостоверной информации. Нередко они вынуждены тиражировать, скажем так, не совсем соответствующие действительности новости, беря их с языков ответственных чиновников. Я, например, наслушавшись главу Мосгордумы Шапошникова, который уверял, что в московских аптеках полно защитных масок и дезинфицирующих средств, потратил немало времени, проверяя эту информацию в нескольких аптечных сетях.
Масок и дефизфекторов нет до сих пор, хотя прошел уже месяц самоизоляции и карантинных мер. За этот месяц полуторамиллиардный Китай поголовно облачился в маски, обзавелся электронными градусниками и прочими предметами борьбы с коронавирусом. Ничего подобного мы не наблюдаем у нас. Вместо этого высокие чиновники заявляют, что маски и дезинфоцирующие средства как будто бы и не нужны. Хотя уже весь мир признал их эффективность. В Испании невозможно без маски зайти в общественное место, их раздают бесплатно. Так же обстоит дело во многих регионах Франции.
Зато МЧС выдает советы не носить масок на улице, но зато приготовить «тревожный чемоданчик» для госпитализации. Вот это государственный подход!
Изо всех утюгов у нас говорят о том, как замечательно работают в России социальные службы и волонтеры, которые обеспечивают пенсионеров всем необходимым. При этом умалчивают, что расширение круга обслуживания произошло не за счет увеличения кадрового состава соцработников, а за счет сокращения помощи самим нуждающимся — инвалидам, маломобильным гражданам. Если раньше в Москве соцработник приходил к таким людям два раза в неделю, то теперь — лишь один раз. Понятно, что помощники теперь не в состоянии в полной мере обеспечить продуктами и лекарствами своих подопечных. Это вынуждены делать родственники, нарушая режим самоизоляции. Но об этом государственные СМИ умалчивают.
Каждый день нам рисуют благостную картину тысяч и тысяч новых коек для лечения зараженных коронавирусом. Но за счет кого? За счет страдающих другими заболеваниями, в том числе сердечников, онкологических больных. Многие федеральные медучреждения (включая даже такие известные и востребованные, как Центр сердечно-сосудистой хирургии и университет им. Сеченова) отдали свои мощности для лечения COVID-19. Свое сомнение в правильности такого решения выразил даже известный кардиохирург Лео Бокерия.
Нас уверяют, что когда закончится эпидемия, эти центры продолжат оказывать медпомощь по профилю. Но сколько за это время умрет их пациентов? Пример с умершей женщиной на скамейке самый наглядный. Не было коронавируса — отправили домой.
И можно ли будет радикально извести вирус, который поселится в больницах? В последнем сомневается даже руководитель информационного центра по коронавирусу доктор Мясников. Благостная ли это картина или все-таки тревожная? И не стоит ли уже сейчас сделать правильные выводы и расширить мощности специализированных инфекционных клиник?
Часто из уст медицинских начальников исходят противоречивые данные о симптомах коронавируса, которые вводят в заблуждение или как минимум ставят в тупик обалдевшую публику. При этом оценку достоверности этих сведений не сделает ни прокуратура, ни бдительный Роспотребнадзор, ни Роскомнадзор. (Последнему дано право определять, где фейк, а где — правда).
Здесь могли бы помочь альтернативные источники информации, например, негосударственные СМИ, которые помогли бы создать более объективную картину происходящего. Но, увы, доступ к ним, особенно во время кризиса, сужается. Остается надеяться, что аудитория государственных СМИ будет критично относиться к содержанию предлагаемой информации.
Вообще-то, доверие к официальной информации, как следует из социологических опросов, постоянно снижается. Например, по данным ПАСМИ, из 9 тысяч опрошенных 92 процента не доверяют государственным СМИ. Опрос ФОМа показал, что ныне лишь 36 процентов доверяют информации телевидения, в 2015 году таких было 63 процента. Коронавирусный кризис лишь ускорит этот процесс. Ведь объективная картина происходящего — это лекарство от еще более страшной болезни — недоверия к власти и паники.
А вот новость вчерашнего дня: Министерство промышленности и торговли не фиксирует роста цен на продукты в России. Достоверность этой информации любой читатель может оценить сам, дойдя до ближайшего магазина и увидев там лимоны по 400−500 рублей и имбирь по 900.