Библиотекари рассказали о первом владельце села Свиблово
Фёдор Андреевич принадлежал к древнейшему роду Ратши
Библиотека № 53, расположенная в Свиблове, знакомит читателей с историей района. На ее странице в социальной сети «ВКонтакте» опубликован рассказ о первом владельце села Свиблово.
«Фёдор Свибло принадлежал к древнейшему роду Ратши. Прадедом Фёдора был Акинф Великий — участник Невской битвы, погибший в 1304 году в бою под Переславлем (он пытался отвоевать город у Ивана Калиты). Потомки Акинфа позже прочно обосновались на службе у московских князей. Среди них оказался и Фёдор Андреевич.
Прозвище „Свибло“, от которого пошло название сначала села, а потом и района Москвы, происходит от древнерусского „свиблый“ (или „швиблый“) — шепелявый, косноязычный. Можно предположить, что Фёдор Андреевич Свибло не обладал чёткой дикцией.
Ещё в молодом возрасте Свибло принял активное участие в постройке первых каменных укреплений московского Кремля в 1366–1368 годах. И уже здесь он смог увековечить своё имя. Сейчас юго-западная угловая башня известна как Водовзводная, но это название она получила лишь спустя два века после смерти боярина, — в 1633 году внутри сооружения установили подъёмную машину, обеспечившую Кремль водой.
До этого башня называлась Свибловой — по имени рода, чей двор примыкал к ней со стороны княжеской резиденции. При жизни Фёдора Андреевича, башня, конечно, выглядела совсем иначе, но свои защитные функции исправно выполняла.
Подпись боярина Свибло встречается в духовных грамотах великого князя Димитрия Донского. Фёдор Свибло пережил его и какое-то время занимал значительное место при дворе его сына Василия Дмитриевича, однако затем попал в опалу. К слову, о владениях боярина можно узнать из духовных грамот нового великого князя, в которых перечисляется конфискованное у Свибло имущество.
Что же касается потомков самого Фёдора Андреевича, то известно лишь об одном его сыне — бездетном Семёне Свибло, убитом в Белёвской битве в 1437 году. Так эта ветвь рода Ратши прервалась, оставив, однако, память о себе на карте столицы», — говорится в сообщении библиотеки.
Также отмечается, что построек, возведенных при Фёдоре Андреевиче, в Свиблове не сохранилось. Усадьба и церковь, на которые можно полюбоваться и по сей день, появились спустя несколько веков после его смерти.