Повезло...
В 1915 г. поступил в политехническое училище в Баку, по окончании которого получил квалификацию техника-нефтепромысловика. Судьба распорядилась так, что за одной партой с ним все эти годы просидел другой студент училища – Лаврентий Берия. После училища А. Я. Кремс работал на промыслах Азербайджана, пройдя путь от техника-коллектора до старшего геолога Балаханского геологического бюро.
В 1931 г., после окончания (заочно) Азербайджанского нефтяного института, стал главным геологом «Азнефти», а в 1934 г. – главным геологом «Главнефти» (Главного управления нефтяной промышленности Наркомтяжпрома СССР), возглавлявшегося тогда академиком И. М. Губкиным. В это же время он заведовал кафедрой разработки нефтяных и газовых месторождений в Московском нефтяном институте. В 1936 г.
А. Я. Кремс вместе с группой советских специалистов провел полгода в США, изучая американский опыт поисков и разработки нефтяных месторождений. Из США он привез диковинку – слуховой аппарат, существенно облегчивший его жизнь.
В 1938 г. вся группа этих специалистов была арестована. 29 мая 1939 г. А. Я. Кремс был осуждён на восемь лет лагерей «за участие в троцкистской организации» и направлен в Коми АССР, в посёлок Чибью.
Андрей Яковлевич рассказывал, что через три месяца его, подшивавшего валенки в лагерном бараке Ухтижемстроя (слуховой аппарат у него отобрали, и ни на что большее этот 40-летний «глухой» не годился), нашли местные геологи и определили в только что организованное бюро по проектированию первой нефтешахты на Ярегском месторождении сверхтяжелой (но очень ценной по своему составу) нефти, которую можно было добывать только таким способом, ранее в СССР не применявшимся.
А. Я. Кремсу поручили составить геологическую часть проекта шахты и сводный доклад, с чем он блестяще справился.
В начале июля 1940 г. он приехал в Москву вместе с руководителями Ухтижемстроя (но в сопровождении персонального конвоира и «не смешиваясь с начальством») и выступил в Большом доме на Лубянке перед высшим руководством НКВД СССР с обоснованием проекта. – После обсуждения доклада, – рассказывал Андрей Яковлевич, – Берия поблагодарил нас и сказал: «Все свободны. Кремса прошу остаться».
Когда все вышли, Берия предложил мне присесть возле камина, в котором горел огонь, и, взяв со стола небольшую папку, спросил:
- Ты свое Дело видел, Андрей?
–Нет, не видел.
– И не увидишь!». И бросил папку в камин.
– Иди домой. Анна Андреевна заждалась.
– А пропуск?
– Иди, не нужно никаких пропусков!
И действительно, ни на одном этаже, ни один часовой пропуск не спросил.
– Я вышел, тут подошел трамвай, а у меня в кармане ни копейки. Но кондукторша посмотрела на меня так жалостливо: «Ладно, езжай». Утром за мной заехал офицер на машине и отвез снова на Лубянку, где я получил Приказ Народного комиссара внутренних дел СССР о досрочном освобождении и направлении на должность начальника геологоразведочного отдела Ухтижемстроя.
Обратно ехали уже все в одном вагоне.
В 1942 г. А. Я. Кремс был назначен на должность главного геолога «Ухтижемстроя» (впоследствии – Ухтинского комбината). В 1944 г. судимость была снята, но реабилитирован он был только в 1956 г.
В течение 34 лет А. Я. Кремс руководил геологоразведочными работами и научными исследованиями по созданию крупной базы нефтегазодобывающей промышленности на северо-западе европейской части СССР. Был профессором созданных по его инициативе Ухтинского индустриального института и Ухтинской Малой Академии наук для школьников.
А.Я. Кремс – профессор, доктор геолого-минералогических наук, дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, почетными званиями «Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР», «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
https://nashural.ru/interesnoe/o-tyazheloj-nefti-i-teatralnyh-effektah-berii-maloizvestnaya-stranitsa-biografii-glavnogo-geologa-a-ya-kremsa