Узлы Глобальной Политики На Фоне Виртуальной Пандемии
Все хорошо в меру, когда вовремя заканчивается. Вот и наш затяжной мартовский обзор пора заканчивать. Тем более разворот от виртуальной чрезвычайщины к норме уже обозначился – в виде экстренного обзора практики от Верховного суда, указавшего московским властям на ошибочные трактовки закона. Хотя, с другой стороны, подтвердили права регионов устанавливать карантинные ограничения. Так, глядишь, к лету все безумные идеи и суждения сгоряча — отправят по назначению.
Впрочем, понятно, что внутренняя политика диктуется внешними обстоятельствами, а там индикатором компромисса и разворота можно считать формирование 20 апреля переходного кабинета в Израиле, аж с двумя премьерами сразу. Негромкая такая сенсация под шумок виртуальной пандемии. Ну и открытым призывом министров к свертыванию жестких ограничений, мол, пора работать, а то загнемся.
Ну, что можно сказать по этому поводу? Только то, практически сбылись что все фундаментальные прогнозы развития ситуации, сделанные в этом журнале на основе теоретической модели. Ошибки в ситуативных оценках – тоже имели место, но редко, и не отменяют общих оценок. Напомню вкратце самые общие основания такого анализа и прогнозов.
Вообще говоря, все политические анализы и прогнозы всегда строятся на эмпирических обобщениях, сравнительном анализе текущих и исторических политических процессов. При этом разных по характеру течения фаз развития в политике не так уж много. Есть даже популярное эмпирическое обобщение для таких фаз в виде «12 домов» мунданной астрологии. Однако самая большая сложность эмпирического анализа заключается в легкости нахождения аналогий тем или иным событиям в любой удобный момент времени.
В любом политическом узле всегда переплетаются процессы разного уровня, и среди них всегда можно найти подходящий процесс в нужной фазе развития, чтобы потом утверждать, что вот теперь-то все пойдет точно так же. Утверждать, как правило, ошибочно. Потому что на самом деле очень сложно провести анализ строго по заветам Секста Эмпирика, то есть очень четко оставаться на одном и том же уровне рассмотрения, причем для обоих сравниваемых процессов. Не перепрыгивая с политического уровня на государственный, не путая процессы с единым политическим центром – например, процессы уровня СНГ и уровня России, объединенные общим кремлевским центром, но по-разному – через иные комплексы взаимосвязей.
Для этого и нужна абстрактная фрактальная кибернетическая модель процессов адаптации социально-психологических систем, подходящая для любого уровня. Не стану дальше углубляться в теоретический экскурс, но просто напомню один из прогнозов на основе сравнительного анализа учредительного процесса Российской Федерации и более масштабного процесса глобализации. Согласно нашей модели в узле Дна Надлома, когда доминирование левой ветви обратной связи достигает максимума и поэтому система вся система идет в разнос на грани распада, происходит неизбежный и неустранимый раскол в этой представительной ветви элиты.
Процесс переучреждения Российской Федерации на новых правовых принципах был привязан к государственным институтам, потому однополярным гегемонистским центром представительной ветви политической элиты в 1992-93 годах был Верховный Совет во главе Съезда и всей советской вертикали. В аналогичной активной четверти Надлома процесса глобализации (1945-2020) представительным центром был истеблишмент США во главе англосаксонских элит и подчиненных компрадорских на местах.
При этом особо важной автономной частью (интерфейсом) глобальной представительной ветви был и остается так называемый «ближневосточный процесс» вокруг своего центра в Израиле. Аналогом такого же представительного центра судебной власти в учредительном процессе РФ был институт конституционного судопроизводства с центром в Конституционном суде. Из этой основательной аналогии выткал прогноз об обязательном расколе надвое и англосаксонских элит, и израильских в глобальной узле Дна Надлома, когда коренным образом меняется сама технология власти.
Именно этот неустранимый двойной раскол мы и наблюдаем сегодня между Вашингтоном и Лондоном с одной стороны, и внутри Израиля – с другой. Промежуточное временное состояние двоевластия в Израиле довольно точно совпадает с расколотым состоянием руководства Конституционного суда в лице харизматичного Зорькина и его блеклым заместителем. Напомню, что в октябре 1993 года полномочия КС были приостановлены без его роспуска, а его роль как высшего политического института исчерпана, осталась политическая роль внутри судебной власти. Так и сегодня Израиль фактически потерял глобальную политическую субъектность, но может сохранить государственность, если будет хорошо себя вести и помогать треугольнику Москва-Лондон-Вашингтон в стабилизации и реформировании политической системы Ближнего Востока.
Из аналогии нынешней глобальной ситуации с октябрем 93-го в Москве вытекал и прогноз о глобальной чрезвычайной ситуации, аналогичной ЧС с ограничениями передвижения и комендантским часом в столице РФ. Только вот невозможно представить себе, какие формы примет эта политическая чрезвычайщина. Ведь внешняя виртуальная угроза должна напугать, но не до смерти всех – и в Кремле, и в Белом доме, и даже в Сити, притом что порождена расколом и борьбой внутри англосаксонских элит. Ну вот теперь мы знаем, как это выглядит.
ЧС с ограничениями в Москве длилась ровно две недели. Хотя после первой недели режим был ослаблен, и даже проводились предвыборные съезды партий. Можно ли из этого сопоставления вычислить хотя бы порядок длительности нынешней глобальной ситуации? Только нужно иметь в виду, что активная стадия процесса учреждения РФ уникальна по своей скоротечности, вызванной сильным упрощением системы управления из-за развала Союза. Обычно активная вторая стадия политических процессов в три раза короче конструктивной третьей, и вместе они примерно равны завершающей четверти.
И все же – порядок сопоставления периода ЧС к активной стадии недели к году, одна пятидесятая. При этом длительность активной стадии глобализации ровно 75 лет, из этого вытекает – полтора года плюс-минус постепенно отменяемых жестких ограничений. Хотя умеренно чрезвычайный режим действовал в 1993 году весь переходный период до голосования по конституции – еще два месяца. Соответственно еще 5 лет плюс минус в нынешней глобальной ситуации. И еще потом полстолька до начала работы сформированной двухпалатной представительной ветви, в нашем случае – новой двухконтурной глобальной финансовой системы.
Для проверки можем обратиться еще к одному примеру узла Дна Надлома в масштабе российской истории. В 1941-м когда глубокий раскол в советской элите спровоцировали внешнее нападение, жесткие чрезвычайные ограничения в опустевшей столице продлились примерно полгода, и окончательно были сняты через четыре года. Активная стадия на этом промежуточном уровне длилась 24 года (1917-41), в три раза короче. То есть порядок цифр вполне бьется.
Только опять при анализе-прогнозе важно не перепутать уровни – ЧС на глобальном уровне означает ограничения на международные связи. И таки да, руководство авиакомпаний дает оптимистическую оценку возобновления международных рейсов через год, не раньше. Для оценки длительности и характера внутренних ограничений – «каникул», нужно смотреть на фазу развития российского политического процесса. Нынешний узел – это тоже Дно Надлома, но внутри 20 стадии. То есть масштаб событий как в 1993-м (Дно Надлома 19 стадии). А вот характер политических событий в активной стадии завершающей четверти Надлома – поверхностный, сугубо виртуальный в отрыве от низовой реальности. Тоже соответствует наблюдаемым фактам.
Активная четверть 20 стадии (2014-20) на этот раз заняла 6 лет, так что и жесткий карантин в столице продлится недель 5-6-7 до середины мая плюс-минус. Менее жесткие ограничения и чрезвычайные правила внутри страны продлятся, соответственно еще полгода, но в нормальный режим система управления вернется еще месяц через три, к следующей весне.
Еще пара любопытных сравнительных наблюдений. Во всех приведенных примерах инициация узловых процессов связана с солнечным циклом. Указ 1400 был издан 21 сентября 1993 года, перед осенним равноденствием. Нынешние ограничения стартовали в весеннее. Узловые события 1941 года – летнее солнцестояние. Инициация нынешнего узла на глобальном уровне тоже произошла перед 22 декабря (закон о Брекзите, назначение выборов в Израиле), а сгустились все события, в том числе и у нас, инициировав локальный узел – к 21 марта. Впрочем, эту непознанную пока закономерность можно считать случайностью.
А вот завершение больших узлов именно к знаковым датам случайностью назвать сложно. Например, Смена центра от РСФСР к РФ в 1991-м произошла к 7 ноября, первому дню советского календаря. Роспуск Союза тоже случился к его годовщине 30 декабря и к светскому новому году. Узел осени 1993 года по поводу конституционной реформы завершился ко дню советской конституции вместе с ее остатками. Что характерно, праздники эти никто официально не отменял, но в день окончания узла никто и не праздновал. Вот и сейчас завершение активной стадии Глобализации приходится на тот же день 9 мая, когда она началась в 1945 году. Но как и 7 ноября 1991 в России, на глобальном уровне 9 мая 2020 г. торжества отменены. Внутри России, наверное, будут какие-то непарадные церемонии без зрителей, как и 7 ноября 1941 года. Вот такие параллели на наших меридианах.