НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ПЕВЕЦ ВЛАДИМИР ДЕВЯТОВ О ПАНДЕМИИ: «НАДО СОБРАТЬСЯ В КУЛАК И ВЫТЕРПЕТЬ!»
Неустанный популяризатор российских музыкальных традиций, лучший народный тенор России, руководитель Центра культуры и искусства, многодетный отец и недавний юбиляр, Владимир Девятов делится с нами своими мыслями о пандемии, самоизоляции и будущем.
– Добрый день, Владимир Сергеевич! Как проходит ваша самоизоляция?
– Да, нормально. Сидим на даче всем семейством. Главный же вопрос, который нас сейчас волнует, – это что нас ждет после пандемии, в смысле экономики. Концертная деятельность серьезно завязана на экономику. Непонятно, какая будет наполняемость концертных залов, зависящая от платежеспособности населения и организаций. На когда переносить концерты, запланированные в апреле и мае? И т. д. Это если говорить о работе…
– А как у вас проходит день, на работу приходится ездить?
– Каждый день распеваюсь на даче, немного в саду работаю, с детьми занимаюсь, управляю онлайн и по телефону процессами в руководимом мною Государственном бюджетном учреждении культуры и образования города Москвы «Центр культуры под руководством В. Девятова». Сейчас почти все мои сотрудники работают удаленно, и я приезжаю на работу только раз-два в неделю. Мы же государственный центр, вот и пишем бумаги: сколько людей каждый день бывает в офисе, какие планируются концерты, спектакли и т. д. Надо писать регулярные отчеты на запросы от Департамента культуры города Москвы.
– Даже сейчас?
– Да, все очень строго. И вы не представляете, до какой несуразицы иногда с отчетами доходит… Мы, например, на полном серьезе отвечали на запрос о том, что мы будем делать, если рядом взорвется химзавод или иной опасный объект, о нахождении которого нам по понятным причинам неизвестно. От нас требуют план эвакуации, согласованный с МЧС, ФСБ, МВД и другими структурами. Но если уж говорить о настоящем безобразии, то это ситуация, которая произошла в метро 15 апреля, когда из-за несогласованности в работе различных московских структур людей в пандемию вынудили стоять в очередях, пока у них проверяли пропуска.
– Кстати, вы же выпускник Военной академии химической защиты. Что скажете, исходя из полученных знаний, о коронавирусе?
– Да, я закончил Военную академию химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.Мы учились тогда в Москве, в районе метро «Бауманская», а сейчас академия находится в Костроме. Я по диплому специалист по средствам защиты, в том числе органов дыхания. Скажу, что вирус, вами упомянутый, передается при помощи рук, а также воздушно-капельным путем и он очень похож по методике распространения и воздействия на бактериологическое оружие, к борьбе с которым нас в том числе учили в академии. Главное – маски на лице, а лучше респираторы с защитными перчатками, соблюдение дистанции и минимум контактов. И конечно, нельзя трогать лицо руками в перчатках. А так вирус как вирус. Вон «испанку» же сто лет назад пережили (испанский грипп. – Прим. автора), и коронавирус переживем. В этом смысле я полностью согласен с нашим президентом (речь В. В. Путина от 9 апреля этого года. – Прим. автора). Терпение и еще раз терпение. Надо собраться в кулак и вытерпеть. Надо это пережить. Испытания даются нам не просто так. Иногда необходима встряска, чтобы посмотреть на мир вокруг другими глазами и, может быть, начать вести себя чуть по-другому.
– Интересно, а почему вы, уже выпускник Военной академии, решили вдруг пойти учиться тогда в институт, а теперь Академию музыки имени Гнесиных?
– В Военной академии у меня были замечательные наставники, командиры и педагоги. Из нас, курсантов, там сделали настоящих мужиков. Приучили к ответственности, порядку и дисциплине. Да и учиться было очень интересно. Иногда, особенно поначалу, мне было очень трудно. Во время так называемого курса молодого бойца, который проходил в военных Гороховецких лагерях, мы, только что закончившие десять классов мальчишки, тушили пожары, которых тогда было много в Нижегородской области… Нас практически ежедневно, точнее сказать, еженочно поднимали по тревоге, в машины – и вперед, борись с огнем…
– А почему все же вернулись к музыке, учебе которой вы очень сопротивлялись в детстве, когда ходили в музыкальную школу?
– Сопротивлялся действительно, не хотел, но потом понял, что мои родители, которые настаивали на окончании мною музыкальной школы, были правы. Еще в школе мною вместе с братом Михаилом и двумя друзьями был создан ансамбль. Мы просто болели рок-музыкой. Пели песни популярных тогда западных и советских коллективов. После поступления в Военную академию я продолжил участие в самодеятельности, стал барабанщиком, или, правильнее, ударником, и певцом академического ансамбля «Старый арсенал». Мы репетировали в клубе Военной академии химзащиты на Бауманской. В этом же клубе репетировали профессиональные коллективы Росконцерта, в том числе ансамбль «Добры молодцы» с теперь народными артистами Юрием Антоновым и Жанной Бичевской.
На меня большое впечатление произвел Юрий Антонов, Жанна Бичевская и ансамбль «Добры молодцы». Они исполняли в том числе народные песни в современных обработках. Я стал им подражать, петь народные песни под гитару, а затем, попав в одну компанию с Володей Винокуром, по его совету, уже по окончании Военной академии, пошел учиться в другую академию, Академию музыки им. Гнесиных, на исполнителя народных песен (класс профессора Шаминой Людмилы Васильевны). Я ее закончил и стал профессиональным певцом, артистом Москонцерта, ну и так далее… Жаль, что в нашей стране уделяется мало внимания воспитанию молодежи на народных традициях. Я имею в виду в том числе музыкальные.
– Не могу не задать традиционный вопрос о творческих планах. К тому же недавно у вас был юбилей, и президент России наградил вас орденом Дружбы за большой вклад в культуру и искусство.
– Да, мне исполнилось 65 лет 15 марта, и по этому случаю уже запланирован наш юбилейный концерт в Кремлевском дворце на осень. Кроме того, я готовлю к выпуску мой очередной музыкальный альбом под названием «Матушка Россия». Сейчас, в период вынужденной самоизоляции, я завершаю написание диссертации по культурологии: «Русская народная песня в современных социокультурных условиях России. Методы сохранения и популяризация», которую тоже планирую защитить осенью. Вот такие планы… Всем желаю здоровья и выдержки.
Анна Субботина