Регуляторные механизмы обеспечат стабильность цен и предложения топлива в России
Перспективы российского топливного рынка не вызывают опасений, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
На российском топливном рынке все стабильно
Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что его ведомство гарантирует, что в России не будет дефицита топлива при любом развитии ситуации на мировом энергетическом рынке.
По словам министра, для того, чтобы не допустить несоразмерного сокращения предложения на рынке нефтепродуктов Минэнерго РФ постоянно мониторит ситуацию с запасами топлива во всех регионах нашей страны.
Новак отметил, что карантинные меры внесли свой отпечаток, поскольку в ряде российских регионов спрос на бензин снизился на 40-50 процентов, а на дизель – на 30 процентов. Интересно, что выпуск бензина в России снизился в апреле только на 16 процентов, а производство дизельного топлива, наоборот, увеличилось на 6-7 процентов.
Министр уверен, что в течение текущего года российский рынок не столкнется с резкими колебаниями цен, потому что для купирования этой проблемы в РФ были созданы необходимые налоговые и регуляторные инструменты.
«На мой взгляд, последствия пандемии коронавируса достаточно очевидны, и они едины для всех – это падение спроса. Есть конкретные цифры по марту и даже по началу апреля – падение спроса на топливо в России не кратно падению мирового спроса на нефть, но тем не менее оно является заметным», - констатирует Фролов.
Александр Сергеевич замечает, что по одному из видов топлива падение спроса составило 10 процентов, по второму – на 6 процентов. На дистанции текущего месяца эти цифры, наверняка, увеличились, но не на порядок.
«Сейчас спрос упал сильнее из-за того, что под ударом оказалась московская агломерация, которая стала в России центром заражения коронавирусом. Это проблема, поскольку данный регион является крупнейшим потребителем в России, включая и такой показатель, как моторное топливо. Естественно, ограничения на передвижения, введенные в Москве, не могли на всем этом не сказаться», - резюмирует Фролов.
Как отмечает эксперт, ситуация в Москве критично влияет на общероссийские показатели по топливу, хотя насколько конкретно – сказать тяжело. Нужно дождаться, когда Росстат даст информацию по апрельской ситуации.
«Это достаточно очевидное последствие, поскольку Москва кроме своего огромного спроса является и центральным грузопассажирским хабом, поэтому объем перелетов из столицы максимален по сравнению с остальными российскими регионами. Вследствие коронавирусной истории данный показатель упал», - заключает Фролов.
Фролов обращает внимание на тот интересный момент, что российские авиакомпании из-за снижения спроса решили повысить цены на свои услуги, что противоречит правилам рыночной экономики.
«Адам Смит крутится у себя там, где он лежит. Спрос падает, предложение растет, а цены повышаются. Вот такая забавная логика у наших авиаперевозчиков, которая показывает, что им хочется денег», - констатирует Фролов.
Международные реалии этому противоречат, поскольку цены из-за снижения спроса просели, но в России экономические агенты любят рассуждать не на основании реалий рынка, а руководствуясь нормой прибыли.
Из-за этого, например, недавно были сделаны странные предложения поднять цены на продовольствие в России на коэффициент девальвации рубля по отношению к американскому доллару.
Стоимость нефти является вторичной в ценах на бензин
«Что касается цен на нефтепродукты, то в России они больше привязаны к налогам, а не к ценам на ресурсы. По моим прикидкам, которые были сделаны несколько дней назад, сейчас цена такого показателя, как НДПИ, который является основным налогом для отрасли, составляет порядка 5-6 рублей на один литр топлива. При этом цена нефти составляет процентов 10 от конечной стоимости продукта», - резюмирует Фролов.
По этой причине изменение рублевых цен на нефть почти не сказывается на топливных ценах, пусть и математически они должны были немножко просесть, но этого не случилось из-за политики российских нефтяных компаний.
«Средний российский показатель цен на топливо снизился примерно на полрубля, но никто от этого, естественно, не в восторге, да и у нас люди привыкли реагировать на повышение котировок, а не на их снижение», - заключает Фролов.
Еще нужно обратить внимание на тот момент, что производители и поставщики нефти постоянно выдвигали претензии к государству, которое ограничивало их норму прибыли в период высоких цен на нефть и начала проведения налогового маневра. Это привело к масштабной корпоративной дискуссии, поэтому неудивительно, что российские производители сегодня не снижают свои внутренние топливные цены.
«В этом плане для наших граждан мало что изменится. С восстановлением спроса также не возникнет проблем на внутреннем рынке. Ведь он является главным для ведущих компаний – таких как «Газпром нефть» и «Роснефть». Это является для них центральной задачей, особенно, когда речь идет о высокомаржинальном сегменте в виде битумов или премиальных масел, с которыми обычный потребитель почти не сталкивается», - констатирует Фролов
Таким образом каких-либо проблем на топливном рынке в России в 2020 году ожидать не стоит.