Чехословакия 1930-1940-х годов: жертва оккупации или союзница Гитлера?
Танк Вермахта Pz.Kpfw.38(t), выпускавшийся в Чехословакии. Фото из Википедии
Сегодня, когда в Праге снесен памятник освободителю этого города, советскому маршалу Ивану Коневу, ее улицы и площади переименовываются демонстративно, в пику Москве, а многие чешские политики упражняются в русофобии, самое время задаться вопросом: с чем мы в данном случае имеем дело? Только ли с неблагодарными, забывшими о том, как Красная Армия, не жалея жизней своих воинов, спасала страну в 1945 году от нацистского ига, или же с потомками тех, для кого союзником был вовсе не Советский Союз, а как раз Третий рейх?
Вопрос об участии чехов во Второй мировой и Великой Отечественной войнах не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Да, среди около 70 тысяч чехов и словаков, числившихся в 1945 году в нашей стране военнопленными, подавляющее большинство составляли все-таки представители второй из названных национальностей, представленные в Вермахте и СС в гораздо большем количестве. Да, в Красной Армии был 1-й отдельный Чехословацкий батальон (в котором, правда, на момент формирования чехов и словаков было меньше половины), выросший потом в пехотную бригаду, а затем и в 1-й Чехословацкий корпус… Был Людвиг Свобода и другие герои. Однако делать на основании этого из всех чехов «жертв нацизма» и верных союзников СССР по антигитлеровской коалиции, право же, не стоит.
Начать надо с того, что, если бы не самая элементарная трусость чешских политиков и генералов, нападения нацистов на нашу страну могло бы и не быть! Во всяком случае, в 1941 году и с теми силами, которые у них имелись. Располагая прекрасными укрепленными районами в Судетской области, по отзывам специалистов, ничем практически не уступавшими знаменитой линии Мажино (тысячи фортов, десятки тысяч дотов, способных выдержать прямое попадание крупнокалиберного снаряда), громадными запасами оружия (в 30-х годах ХХ века на Чехословакию, по некоторым оценкам, приходилось до 40% его мирового производства) и внушительной армией, чехи предпочли попросту задрать лапки перед Гитлером. Единственный их бой против Вермахта, упоминания о котором можно отыскать в источниках, не продлился и получаса, закончившись без единого убитого с обеих сторон. Знаете, что написал один из немецких офицеров? «Иметь таких противников просто противно…»
Чехи не служили нацистам? Ничего подобного. Весьма ценились выходцы из этой страны в танковых частях Вермахта, где они были едва ли не лучшими механиками и ремонтниками. Впрочем, не только. С инициативой о создании в гитлеровских вооруженных силах Чешского легиона тогдашний глава Протектората Богемия и Моравия Эмиль Гаха, до гитлеровской оккупации бывший президентом Чехословакии и, собственно, «сдавший» ее немцам, выступил аккурат в июне 1941 года – сразу же после нападения на нашу страну. Тевтоны от такого предложения отказались – местные нужны были им для другой надобности, о чем будет сказано ниже. Тем не менее, особо рвавшиеся повоевать с «советами» чехи дорогу на Восточный фронт нашли.
Около тысячи бывших военных чешской армии составили костяк 37-й добровольческой кавалерийской дивизии СС «Лютцов» (37. SS-Freiwilligen-Kavallerie-Division «Lützow»). Еще не менее сотни вступили в чешскую добровольческую роту СС «Святой Вацлав» (SS-Freiwillige St. Wenzels-Rotte). Также подвизались чехи и в составе полицейского полка СС «Брискен», входившего в 31-й добровольческую гренадерскую дивизию СС «Богемия и Моравия» (31. SS-Freiwilligen-Grenadier-Division). Были чешские эсэсовцы, еще как были…
С Вермахтом ситуация несколько более запутанная: по вполне понятным причинам после 1945 года служба в нем скрывалась в социалистической Чехословакии, как только возможно. Однако, по оценкам современных историков, счет нацистским солдатам с чехословацким происхождением нужно вести на десятки тысяч. В одном только Глучинском районе Чехии нашлось не менее 12 тысяч «ветеранов», верно служивших нацистам и воевавших на Восточном фронте, в частности, под Сталинградом.
Впрочем, главный вклад в обрушившееся на нашу Родину в 1941 году вражеское нашествие чехи внесли не столько держа оружие в собственных руках, сколько исправно вкладывая его в руки пришедших на нашу землю оккупантов. Тема эта вполне достойна отдельного освещения, потому буду краток.
Арсеналы Чехословакии, захваченные нацистами в 1938 году, дали Вермахту серьезнейшую часть тех вооружений, с которыми он напал на СССР. Тысячи артиллерийских орудий, десятки тысяч пользовавшихся большой популярностью в немецкой армии пулеметов, как ручных, так и станковых, миллионы единиц стрелкового вооружения… Девять пехотных дивизий Вермахта были вооружены Чехословакией к 1941 году целиком и полностью! Все это палило в наших солдат с первого дня Великой Отечественной.
О танках – отдельный разговор. К моменту нападения на СССР каждый из таковых в вооруженных силах Германии был чешского производства. Ко второму этапу войны – уже практически каждый третий. По имеющимся воспоминаниям, чехи исправно клепали оружие для оккупантов вплоть до 5 мая 1945 года. И не только танки и бронемашины – автомобили и самолеты, боеприпасы, пулеметы и винтовки. По признаниям самих немцев, за все время от прилежных чехословацких работяг не воспоследовало «ни единого акта саботажа», Ну не прикажете же считать за таковой «выход на работу в черных рубахах», который кое-кто в Чехии пытается представить в качестве «акций протеста против оккупантов»! Были, безусловно, и свои в Чехословакии герои, участники сопротивления. Но в целом вектор просматривается несколько иной.
Увы, приходится признать: Чехословакия, за освобождение которой сложили головы почти 140 тысяч наших воинов в годы войны была фактически ее верной союзницей. Согласитесь, после понимания этого факта сегодняшние вопиющие события в Праге смотрятся уже несколько иначе.
- Автор:
- Александр Харалужный