Маршал Конев возвращается домой?
Чешские власти де-факто признали неправоту пражских политиков и готовы отдать России демонтированный памятник маршалу Коневу. Однако проблема в том, что путь от готовности до выдачи может быть весьма тернист
Чешские власти наконец-то нашли в себе силы поступить разумно и хотя бы частично сгладить спровоцированный ими же на пустом месте дипломатический скандал. Министр иностранных дел Чехии Томаш Петршичек в интервью местным СМИ заявил, что готов вести переговоры о перемещении демонтированного памятника на территорию России.
А ведь ещё недавно позиция была иная. Когда министр обороны РФ Сергей Шойгу предложил отдать — или, если Праге уж сильно хочется, продать (Москва готова была оплатить расходы по транспортировке) — памятник России, чешские власти говорили, что у них нет полномочий для принятия такого решения. Памятник находится на балансе районного муниципалитета (который и принял решение о демонтаже), поэтому договариваться нужно с ним. Сам же глава муниципалитета Ондржей Коларж — последовательный русофоб — заявлял, что разговаривать ни с кем не будет. Якобы он раньше предлагал Москве забрать памятник, русские отказались, поскольку посчитали это «варварством», и теперь вопрос закрыт — демонтированный монумент отправится в музей.
Что же изменилось сейчас? Почему вдруг нашлись полномочия? Причин тому, по всей видимости, несколько.
Прежде всего чехи сами понимают, что снос памятника был позорищем. Да, чешские СМИ консолидированно выступают против вмешательства России во внутренние дела страны (так они называют критику сноса со стороны российских структур, а также возбуждение по этому поводу уголовного дела Следственным комитетом РФ), однако к самому сносу относятся крайне неоднозначно. Многие критикуют решение Ондржея Коларжа, считают это мелочным шагом недалёкого человека и даже плевком в сторону чешской истории.
Чехи также понимают, что снос памятника был незаконным — он нарушает соглашение между Российской Федерацией и Чехией, касающееся отношения к подобным монументам. Да, с точки зрения Коларжа (которую в первые дни конфликта вынужден был ретранслировать чешский МИД) де-юре оно вроде как не нарушено — речь шла не о сносе, а о «переносе» якобы в музей, и это соответствовало пункту соглашения о том, что памятники могут быть перенесены при условии их достойного хранения. Однако перенос в музей так и не состоялся — сейчас монумент на коммерческой основе и отнюдь не достойно хранится на одном из складов. А значит, соглашение нарушается.
Кроме того, чехи понимают, что снос опасен. Решение русофоба, по недомыслию избирателей занявшего пост главы муниципалитета (по-другому и не скажешь — у Коларжа в бюджете нет денег субсидировать проезд для пенсионеров, однако нашлись немалые средства для демонтажа и последующего хранения монумента), оказало крайне негативное влияние на российско-чешские отношения.
В Праге осознают, что россияне вряд ли забудут такой плевок, тем более сделанный накануне 75-летия Победы.
При этом нынешняя реакция Москвы (в виде того же возбуждённого Следственным комитетом дела) отнюдь не является последним словом Кремля. Новые слова могут прозвучать после снятия всех ограничений на турпоездки — и быть подкреплены делами, которые ограничат приток российских туристов на чешские курорты. Стране, которой очень нужны деньги для восстановления после коронавируса, такого счастья не нужно.
Наконец, МИД пытается замять скандал и потому, что он может привести к ещё большему скандалу. Дело в том, что в стране вокруг истории с демонтажем развернулась очень нездоровая ситуация, в рамках которой отдельные личности постоянно повышают градус истерии, например уверяют, что последним доводом Кремля будут не туристы, а что-то типа «Новичка». Местные СМИ пишут, что российские власти собираются ликвидировать инициаторов сноса, в том числе и лично господина Коларжа. Якобы ликвидатор уже прибыл на территорию Чехии по дипломатическим документам и вот-вот готовится осуществить «акцию возмездия».
На первый взгляд, полный бред, однако те силы, которые заинтересованы в новом деле Скрипалей (а сейчас, когда российско-европейские отношения снова на подъёме из-за помощи России итальянцам, это дело было бы очень актуальным), получили в лице Коларжа идеального сакрального барана, убийство которого можно возложить на Россию и спровоцировать новый виток российско-европейского конфликта. Праге такое счастье не нужно — ведь оно будет реализовано за счёт чешских интересов. Именно поэтому местная полиция уже приставила к Коларжу охрану, а чешский МИД пытается сгладить первопричину конфликта.
Однако на пути этого сглаживания есть два препятствия. Во-первых, чешские юридические коллизии. Местная система власти устроена так, что муниципалитеты действительно независимы. И если Коларж упрётся рогом, то он действительно может если уж не предотвратить, то, по крайней мере, серьёзно усложнить передачу находящегося на балансе его муниципалитета памятника России.
Это чешское препятствие — им его и преодолевать. В конце концов, это в их интересах. Нас же больше интересует второе, наше препятствие. В России пока нет единого понимания того, что делать с этим памятником.
Идеальным вариантом, конечно, стала бы его установка в каком-нибудь исторически важном месте Москвы или же на другой локации, связанной с маршалом Коневым. Однако ряд российских политиков, экспертов и общественных деятелей предлагают пойти дальше: использовать памятник для того, чтобы преподнести урок неразумным чехам. Например, разместить его напротив чешского посольства.
И это предложение весьма неоднозначно. Заслужили ли чешские граждане такой вид из окна посольства? Безусловно. Станет ли это размещение правильным сигналом чешскому МИД, не виноватому в демонтаже монумента, решившему сделать шаг навстречу России и ожидающему если уж не пожатия протянутой руки, то хотя бы не удара по ней? Вряд ли. Поможет ли этот шаг снять накал напряжения и завершить не нужную ни Москве, ни Праге истерию вокруг памятника, подогреваемую чешскими русофобами и рядом лиц, заинтересованных в обострении российско-европейских отношений? Однозначно нет. Поэтому если чешские власти поступят правильно и вернут России памятник, то и Москве стоит всё хорошо взвесить и тоже поступить правильно.
Геворг Мирзаян, RT