Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Апрель
2020

Юрий Сапрыкин: История про «фейк ньюс» во время эпидемии – лишь еще одно звено в цепи

Юрий Сапрыкин: История про «фейк ньюс» во время эпидемии – лишь еще одно звено в цепи

Передача «Особое мнение»

Татьяна Фельгенгауэр: Независимые СМИ, если ты слышал объединение журналистов в синдикат «Сто», там среди прочего и «Эхо Москвы», и «Медуза», «Новая газета», «Дождь», Знак.ком и многие другие СМИ. Выступили с открытым обращением к своим читателям, зрителям о недопустимости цензуры в эпоху пандемии. Речь идет о том, как применяют закон о фейках в условиях нынешней пандемии. Насколько вообще это серьезная проблема и вот эта информационная линия во время пандемии она особенно чувствительна. Как тут государство должно действовать?

Юрий Сапрыкин, журналист: Как должно или как оно будет действовать? И уже действует.

Т.Фельгенгауэр: Первое: как оно действует, как ты это видишь и как должно.

Ю.Сапрыкин: Действует оно в той же логике, что действует все последние годы. Вся информация, которая неподконтрольна, не централизованно распространяется, которая идет через СМИ, не зарегистрированные на территории СССР или с иностранным участием, вся она находится под подозрением и власти соответствующие органы на ее смотрят, прежде всего, через призму Уголовного кодекса. Или каких-то новых законов, которые в связи с этим приняты. В этом смысле закон, история про «фейк ньюс» во время эпидемии - это лишь еще одно звено в цепи.

То есть раньше Медуза, Би-би-си или сайт радио «Свобода» было N поводов как-то напасть или попытаться их подвергнуть каким-то санкциям. Сейчас появился N плюс первый повод. И да, во время эпидемии это все воспринимается чрезвычайно болезненно и властями, и читателями, и всеми остальными. При этом понятно, что источником этих фейков является не только Би-би-си или радио «Свобода», а вполне себе государственные телеканалы. Я даже не знаю, можно ли кого-то в этом обвинять, потому что то, что ты говоришь сегодня, как эксперт, будучи полностью уверенным то, что это так – завтра оказывается полным бредом, ересью. И вполне может рассматриваться как какая-то опасная для жизни твоих слушателей информация.

Сколько нас убеждали в том, что это вирус, который поражает только китайцев, который на самом деле не страшнее обычного гриппа, что смертность от него не повышается… Это все шло из официальных источников информации и месседж этого был в том, что расслабьтесь, нам ничего не угрожает. А можно ли считать это «фейк ньюс»? Судить тебе, дорогой читатель.

А что касается контроля информации, тут есть несколько болезненных точек. Одна из них - безусловно, статистика. И все, что ставит ее под сомнение. То есть разговоры о том, что заболевших там-то и там-то в разы, на порядки больше. Это все воспринимается достаточно нервно.

И вторая вещь во многом удивительная для меня – то, что очень нервно воспринимается информация властями. О том, что в больницах не хватает средств индивидуальных защиты. Что врачи наши недостаточно защищены.

Т.Фельгенгауэр: И при этом врачам, которые пытаются рассказать о проблемах со средствами индивидуальной защиты, им угрожают вплоть до увольнения. Вызывают на беседы к следователю. Ну это же не «фейк ньюс».

Ю.Сапрыкин: История поразительная, о которой писала Анастасия Лотарева, главный редактор сайта «Такие дела». Которая поехала к себе на родину город Донской Тульской области в детскую поликлинику повезла маски, шпатели, медицинские костюмы и так далее. Повезла не просто так, потому что в фонд «Созидание» приходят десятки обращений от врачей с просьбой помочь средствами индивидуальной защиты. Как только фонд спрашивает, не против ли врачи, чтобы это все стало публичным – врачи резко сдают назад. Они боятся, что об этом обращении станет кому-то известно. Единственный, кто в случае с Настей Лотаревой не побоялся – педиатр из детской поликлиники города Донского. К ней съездили, привезли маски, шпатели и выяснилось, что… Шпатели - деревянная ложечка, которой тебе…

Т.Фельгенгауэр: Горло смотрят.

Ю.Сапрыкин: Прижимают язык и говорят: скажите «а». А вот в детской поликлинике города Донского нет одноразовых шпателей. И нет никаких спиртосодержащих растворов, для того чтобы дезинфицировать. Их кипятят. Вот такое есть средство защиты от вируса. В поликлинику привезли в багажнике груз одноразовых шпателей и масок. Да, масок было выдано каждому врачу по три штуки, не по три штуки в день, а по три штуки в принципе. И врачи их тут же были вынуждены…

Т.Фельгенгауэр: Просить.

Ю.Сапрыкин: Кипятить.

Т.Фельгенгауэр: Маску?

Ю.Сапрыкин: Да, чтобы надеть ее завтра заново. Привезли маски, все нормально, после этого врача, педиатра, который сообщил в фонд о том, что им чего-то не хватает, естественно, начали таскать на ковер и говорить: зачем вы это сказали, у нас все есть, наша область лучшая по обеспечению всеми средствами защиты. Немедленно заберите свои слова назад и отдайте маски обратно. При этом масок никто не дал, естественно, кроме фонда. Эта история сейчас продолжается. И развивается. И врач действительно находится, один из трех на город Донской выездных педиатров находится в довольно нервной ситуации. И таких случаев уже довольно серьезное количество. И дальше невозможно же на самом деле пришить врачу какую-то статью за то, что он об этом рассказал. Виноват будет журналист.

Читать текст эфира полностью >>>




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Мэдисон Киз: «Я поняла, что и без «Большого шлема» заслуживаю считаться классным игроком. Отпустив ожидания, я смогла показать отличный теннис и победить»






Кристина Резцова из Подмосковья победила на пятом этапе Кубка России по биатлону

Лукашенко сообщил, что первым его визитом после выборов будет в Москву

Крем из говяжьего жира: почему тренд из соцсетей опасен для кожи

Хамон в кармане: россияне описали обыски на границе — ищут запрещенные вкусняшки