От «Николаева» до «Керчи». Как строились, служили и уходили БПК проекта 1134-Б
В феврале на большом противолодочном корабле «Керчь» Черноморского флота спустили военно-морской флаг. Несколько дней назад корабль отвели в бухту Инкерман, где вскоре начнется его утилизация. Эти события ставят точку в длинной и интересной истории кораблей проекта 1134-Б «Беркут-Б». БПК этого типа несли службу с начала семидесятых годов и демонстрировали флаг в самых удаленных районах, но их время прошло.
Крейсер, ПВО и ПЛО
История пр. 1134-Б восходит к осени 1964 г., когда было принято решение о разработке нового корабля ПВО-ПЛО океанской зоны. Будущий БПК пр. 1134-А решили строить на основе ракетного крейсера пр. 1134 с сохранением корпуса и ряда систем. В дальнейшем проект 1134-А успешно довели до строительства.
В апреле 1966 г., еще до завершения работ по пр. 1134-А, ВМФ и Минсудпром запустили разработку нового корабля ПВО-ПЛО (в дальнейшем переведен в класс БПК) с иным вооружением и газотурбинной двигательной установкой. Разработку такого корабля поручили Северному ПКБ.
В ноябре 1967-го технический проект 1134-Б «Беркут-Б» был утвержден. К этому времени проектная организация успела передать на Завод им. 61 Коммунара (г. Николаев, УССР) основную часть рабочей документации, и там полным ходом вели подготовку к строительству. Также к строительству готовился николаевский Южный турбинный завод, которому предстояло поставлять двигатели.
Семь единиц
25 июня 1968 г. состоялась церемония закладки головного БПК, получившего имя «Николаев». В декабре следующего года корабль спустили на воду и отправили на достройку. В 1970-м начались заводские испытания. Государственные испытания провели в декабре 1971 г., и в последний день года флот принял корабль. Вскоре его ввели в состав одного из соединений.
Первым серийным БПК нового проекта стал «Очаков», заложенный в декабре 1969 г. и строившийся до весны 1972-го. В ноябре 1973 г. его принял заказчик. Третий корабль проекта, «Керчь», заложили весной 1971 г. и сдали в конце 1974-го. В 1972-75 гг. прошли церемонии закладки «Азова», «Петропавловска», «Ташкента» и «Таллина». Эти корабли сдали в конце 1975, 1976, 1977 и 1979 г. соответственно.
Таким образом, с 1968 по 1979 г. николаевские кораблестроители передали военно-морскому флоту семь новых боевых единиц. БПК нового типа разделили между двумя флотами. Первые четыре корабля остались на Черном море – «Николаев», «Очаков», «Керчь» и «Азов». Три других отправили служить в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота. Позже, в 1984 г., было принято решение об усилении противолодочных сил КТОФ за счет передачи им корабля «Николаев» из состава КЧФ.
Корабли на службе
Характерной особенностью БПК пр. 1134-Б являлись высокие мореходность и ходовые характеристики. Все это позволяло уверенно решать задачи слежения за подлодками вероятного противника, а также работать на большом удалении от баз, в т.ч. в океанской зоне.
«Беркуты-Б» из состава КЧФ были распределены между несколькими бригадами противолодочных кораблей. В дальнейшем их принадлежность неоднократно менялась. Планы флота предусматривали использование таких БПК в составе корабельных поисково-ударных групп, действующих в Черном и Средиземном морях, а также в Атлантическом океане. Корабли неоднократно работали в составе 5-й оперативной эскадры.
Корабли для КТОФ изначально были распределены по разным соединениям, но в 1979 г. попали в состав 175-й бригады ракетных кораблей 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. В середине восьмидесятых начались новые преобразования, в результате которых «Беркуты-Б» меняли место службы. Так, в 1985 г. их вывели в состав 183-й бригады противолодочных кораблей. В 1991-м они стали частью 48-й дивизии противолодочных кораблей.
Задачей БПК пр. 1134-Б из состава КТОФ являлось патрулирование важных акваторий Тихого океана с целью поиска стратегических ракетоносцев вероятного противника. Советские корабельные группы регулярно выходили в море и организовывали дежурство в вероятных районах запуска ракет, в т.ч. и весьма удаленных – вплоть до Филиппинского моря. Подобная служба продолжалась до первой половины восьмидесятых годов.
К этому времени вероятный противник получил новые ПЛАРБ, вооруженные межконтинентальными БРПЛ, пуск которых мог осуществляться едва ли не на собственных базах. Маршруты патрулирования серьезно изменились, что затем сказалось на особенностях службы советских БПК. В 1980-85 гг. «Беркуты-Б» КТОФ начали использовать свои противолодочные возможности иначе.
Теперь БПК должны были сопровождать свои РПКСН к районам боевого дежурства, а также искать и вытеснять многоцелевые лодки-охотники вероятного противника. Кроме того, рассматривалась возможность проведения глубокой модернизации кораблей, после которой они могли бы сопровождать и защищать надводные корабельные группы при работе на большом удалении от баз.
Корабли в политике
Стоит отметить, что в истории службы БПК пр. 1134-Б присутствовали не только длительные походы с поиском подлодок, но и более интересные эпизоды. Так, в ноябре 1981 г. БПК «Таллин» совершал переход через Индийский океан, где встретился со сторожевиком «Летучий». 26-27 ноября в Республике Сейшельские Острова произошла попытка государственного переворота, после чего советские корабли получили приказ прибыть в п. Виктория, эвакуировать работников посольства и, при необходимости, оказать поддержку законному правительству. Уже 28 ноября два корабля прибыли в указанный порт.
Местные власти сумели отразить атаку и арестовать нескольких наемников. В декабре «Таллин» и «Летучий» на несколько дней покинули Сейшелы, но затем вернулись и оставались в Виктории до середины января 1982-го. Непосредственное участие ВМФ СССР в боях не потребовалось, однако приход двух кораблей наглядно продемонстрировал интересы Москвы в регионе – и, вероятно, существенно повлиял на дальнейшие события.
Трудный период
В конце восьмидесятых ситуация стала меняться. ВМФ строил серьезные планы по модернизации БПК пр. 1134-Б, но их выполнение оказалось под вопросом. Кроме того, из-за политических и экономических проблем вскоре прекратились выходы на боевую службу. Будущее «Беркутов-Б» стало туманным.
В первые годы после развала СССР только один корабль смог выполнить боевой поход – в 1993 г. «Керчь» решала задачи в Средиземном море. Кроме того, в 1993-98 гг. несколько кораблей КЧФ и КТОФ совершили плавания с дружескими визитами в зарубежные порты. Впрочем, о восстановлении полноценного дежурства речи не шло.
В 1987 г. головной БПК пришел в Николаев для проведения капитального ремонта, на который отводилось несколько лет. В 1988-м начался ремонт «Ташкента». В связи с развалом СССР ремонт двух кораблей не завершили, а осенью 1992 г. их и вовсе исключили из списков ВМФ. В 1994-м два БПК продали Индии для разделки на металл.
С иными проблемами столкнулся «Очаков», в 1991 г. пришедший на Севастопольский морской завод для капремонта. Двумя годами позже на корабле произошел пожар, из-за чего потребовались дополнительные восстановительные работы. График ремонта пересмотрели, и возвращение корабля в строй перенесли на начало двухтысячных. Однако этого не произошло. В 2008 г. БПК вывели из дока и отправили в отстой; в 2011-м спустили военно-морской флаг.
В марте 2014 г. «Очаков» в последний раз поучаствовал в реальной операции. «Вежливые люди» затопили отстаивавшийся корабль на входе в о. Донузлав. Что внесло свой вклад в возвращение Крыма. Позже БПК подняли и отправили на утилизацию.
Осенью 1992 г. БПК «Таллин» переименовали во «Владивосток». Летом 1994-го «Владивосток» и «Петропавловск» исключили из боевого состава КТОФ. В 1996-97 гг. два корабля продали индийским предприятиям для разделки.
В 2000 г. из состава ВМФ вывели предпоследний «Беркут-Б» – «Азов». Свой путь этот корабль завершил в Инкермане, где выполнили разборку. После этого в составе ВМФ России оставался только один БПК пр. 1134-Б, «Керчь».
Последний корабль
В 2005-2006 гг. «Керчь» прошла очередной ремонт с заменой части агрегатов и обслуживанием ряда систем. После этого БПК вернулся к службе и возобновил выходы в море. Составлялись планы по модернизации, позволяющей продлить сроки службы.
Летом 2014 г. корабль вновь поставили на ремонт. После его завершения «Керчь» должна была стать флагманом КЧФ, заменив убывающий на ремонт ракетный крейсер «Москва». Однако 4 ноября на борту БПК произошел крупный пожар, серьезно повредивший несколько кормовых отсеков. Обследование конструкций показало нецелесообразность восстановления; корабль предложили списать. В дальнейшем предлагалось переоборудование БПК в учебное или штабное судно, но затем к планам по утилизации вернулись.
Летом 2019 г. было объявлено, что в 2020-м БПК «Керчь» все же отправится на утилизацию. 15 февраля 2020 г. на корабле спустили флаг. 24 апреля под «Прощание славянки» и длинные гудки других кораблей «Керчь» в последний раз вывели из Севастополя. Теперь в Инкермане будут проведены работы по разделке корабля на металл.
Следует отметить, что «Керчь» еще послужит флоту, хотя и необычным образом. В 2016 г. стало известно, что с корабля снимут газотурбинные двигатели и используют их при ремонте сторожевика «Ладный» пр. 1135. Этот корабль вновь выйдет в море уже в мае.
Конец эпохи
Первый БПК пр. 1134-Б был передан флоту в конце 1971 г., а в начале 1972-го вошел в боевой состав. Последний корабль начал службу в 1980-м. В течение двух десятилетий постоянно пополняющаяся группировка «Беркутов-Б» несла службу в разных районах Мирового океана и искала подлодки противника, готовясь предотвращать вражеский ракетно-ядерный удар или защищая свои РПКСН.
Однако к началу девяностых ситуация резко поменялась, и всего за несколько лет почти все противолодочные корабли были списаны ввиду невозможности ремонта и полноценной эксплуатации. Лишь один «Беркут-Б» дожил до нашего времени – однако пожар предопределил его дальнейшую судьбу. Эпоха больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б подошла к концу. Последний из них вскоре порежут на металл.