Беляев рассказал об основных направлениях антикризисного плана Правительства РФ
Россия продолжает готовить почву для выхода из экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса и карантинными мерами, считает эксперт РИСИ, экономист Михаил Беляев.
Мишустин продолжил линию Путина
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поручил Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ и Министерству труда и социальной защиты РФ подготовить план по восстановлению экономики.
Новый план должен возобновить деловую активность и оживить рынок труда, причем в качестве дедлайна обозначено 25 мая. Именно к этой дате глава кабинета министров обязал ведомства подготовить программу действий.
Дата имеет важное значение, ведь это показывает, что Правительство РФ рассматривает начало июня в качестве точки выхода страны из карантина, после чего российская экономика должна перейти к восстановительному росту.
Также это заявление Мишустина является реализацией поручений президента РФ Владимира Путина, которые тот дал во время вчерашнего брифинга. В частности, это тезис по усилению помощи российским предпринимателям.
Интересна и ремарка премьер-министра о том, что нужно вернуть страну на траекторию роста через долгосрочные структурные изменения. Во-первых, это показывает, что все изменения будут носить стратегический характер, а во-вторых, в Москве решили совместить антикризисные процессы с проведением структурных реформ.
Россия продолжит бороться с теневой экономикой
«Любые стабилизационные меры – это уже первый шаг на пути по выходу из кризиса и прочерчивания траектории посткризисного развития. Такие меры должны закрепить точку, с которой мы в ближайшее время будем двигаться дальше вперед. Это первый и непременный шаг, который нам необходимо сделать», - констатирует Беляев.
Экономист считает, что нам нужно стратегически представлять, как мы будем действовать и жить после того, как все эти карантинные ограничения в ближайшие месяцы будут сняты в нашей стране.
«Тем более есть представление о том, пусть и в общем виде, какие будут очертания у мировой экономики после пандемии коронавируса и масштабных карантинных мероприятий. Что касается структурного состава экономики, то я считаю, что России с помощью цифровой экономики, с помощью каких-то мер идентификации, которые были внедрены в наше пространство, надо избавиться от значительного балласта теневого сектора. Пусть и такая теневая экономика существует у нас в основном в области мелкого бизнеса», - заключает Беляев.
Перед нами серьезнейшая проблема, с которой Мишустин боролся еще во время руководства ФНС, ведь по ряду подсчетов порядка 30 процентов российской экономики относится к теневому сектору.
«До нуля ликвидировать теневой сектор не удастся, но можно будет его привести в такие рамки, которые более-менее соответствуют средним мировым стандартам, если убрать за скобки африканские страны, т.е. 10-15 процентам. У нас данный показатель доходит до 30 процентов от экономики, что совершенно нетерпимо», - резюмирует Беляев.
Нам нужно правильно расставить приоритеты
Михаил Кимович полагает, что кризис несет с собой и очистительные функции, когда с рынка, несмотря на то, что наше государство оказало неплохую помощь, уходят неэффективные предприятия. Это бизнес-структуры, которые привыкли существовать в хорошие времена и совсем не отвечают определению «предприимчивость».
«Этим рыночная экономика и отличается от социалистической. Последняя сидит на бюджете, получает заработную плату и не очень волнуется насчет того, куда двигаться и развиваться. В рыночной экономике все ложится на плечи предпринимателей, и именно предприимчивость определяет движение вперед, но все эти процессы в любом случае произойдут, помимо воли российского Правительства», - констатирует Беляев.
Эксперт считает, что ставку нужно сделать на те отрасли национальной экономики, которые главным образом определяют научно-технический прогресс в России.
«Речь идет о секторах, которые отвечают за развитие народного хозяйства на новом технологическом базисе. Это цифровизация, искусственный интеллект, причем другие предприятия должны эти компоненты перенять и уже двигаться дальше на этой новой основе. Может быть, это неэффективно, но мы должны поддержать сферы, которые относятся не к производству, а носят социально-экономический характер. Такие отрасли счётно не являются лидерами с точки зрения экономического эффекта, но через них мы решаем многие стратегические задачи», - заключает Беляев.
Для этого необходимо поддержать платежеспособный спрос занятых в этих экономических отраслях людей, поскольку иначе мы можем не сохранить эти жизненно важные нам предприятия.
«На мой взгляд, это было бы эффективным направлением, но также я специально не затронул базовые отрасли производства, т.е. крупнейшие предприятия, которые являются костяком российской экономики. Просто здесь работает система госзаказа и экспортная составляющая, и у них есть свои накопленные ресурсы», - резюмирует Беляев.
Поэтому государству нужно сохранить эффективных экономических агентов и создать предпосылки для хозяйственной деятельности в посткризисный этап, который последует после пандемии коронавируса и карантинных мер.
Именно в этом и заключается суть заявления Мишустина, которое было сделано на основе поручения президента РФ.