Нервная ситуация в Москве: звонок Пашиняна в Иран
Премьер-министр Никол Пашинян анонсировал накануне конец коммунального кризиса, объявив о расширении правительственной помощи гражданам при покрытии коммунальных расходов. До этого Пашинян связался по телефону с рядом граждан, которым из-за невыплат отключили газ и электричество.
Но рано заявлять о конце коммунального кризиса, который имеет не только социальную и экономическую компоненту, но и политическую, поскольку все еще не решен вопрос цен на газ.
Армения обратилась к России с предложением снизить цены на газ на границе, чтобы хотя бы оставить неизменными нынешние тарифы. Россия пока отозвалась на уровне Газпрома, который сослался на то, что этот вопрос должен быть решен на политическом уровне.
А на политическом уровне сейчас крайне сложно, даже вне армяно-российских отношений. В этой ситуации важна и ситуация в самой России, вернее, кто принимает политические решения, в том числе, по отношениям с Арменией и ценам на газ.
То, что по этой теме звучат нервные реакции из уст самого Сергея Лаврова, говорит о том, что все сложно, и ухабов больше не столько в армяно-российских отношениях, сколько в самой российской элите.
Свидетельством тому то, что после заявления премьер-министра РФ Мишустина о том, что у него обнаружен коронавирус, и он госпитализирован, появились слухи, что он не вернется с больничного на пост премьера. При этом государственная Всероссийская социологическая служба зафиксировала самый низкий за 16 лет рейтинг Путина – 28%, тогда как уровень доверия Мишустину на 10% выше. Кого обеспокоила разница в рейтинге Путина и Мишустина?
Россия решает вопрос власти в сложных социально-психологических условиях, а это в России чревато непредсказуемыми последствиями по всем направлениям, в том числе, армянском.
В этом контексте Армения должна рассмотреть механизмы сдерживания для обеспечения эффективности в переговорах по газу. Немалое значение будут иметь правовые процессы в отношении действующих в Армении российских госкорпораций, в связи с чем Лавров и выразил недовольство. Другой козырь Еревана – работа с Ираном, и в этом смысле примечательно, что 28 апреля Никол Пашинян переговорил по телефону с президентом Ирана Хасаном Рухани, в связи с началом священного для мусульман праздника Рамадан.