Муж Набиуллиной объяснил, почему она подарила старикам "лишние" пять лет жизни
Ректор НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН "Москва"
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов дал пространное интервью, в котором рассказал о своём, – а значит, и вверенного ему вуза – взгляде на экономику эпохи пандемии и последующих лет.
Автор:
Мельников Михаил
Моральное движение
Авторы интервью – журналисты РБК, который не то принадлежит экс-олигарху Григорию Берёзкину, не то всё ещё находится в залоге у ВТБ – в качестве ключевого выделили следующий пассаж:
Мы перешли к другой реальности, к другому соотношению морали и экономики. Впервые мир остановил свою экономику, пошёл на потерю 5-7% ВВП в мировом измерении ради того, чтобы люди – пожилые люди, больные люди – прожили на 3-5 лет больше. Я считаю, что это колоссальное моральное движение.
Потеря работы миллионами людей, из-за чего многие из них не смогут обеспечивать пожилых людей – своих родителей – это точно цивилизационный прорыв, точно моральное движение? А если движение – то в какую сторону? Обнищание отдельных слоев населения уже сейчас приводит к вспышкам нетипичного для благополучных времен криминала, а это, похоже, только начало долгого пути. Нет, никак не забота о стариках явилась настоящей причиной карантинов и "самоизоляций" по всему миру, а – официально – законы эпидемиологических предприятий и – подспудно – боязнь "чумных бунтов", коих мир перевидал немало.
Ярослав Кузьминов выдаёт желаемое за действительное. Но это только цветочки, ягодки впереди. Посмотрим, что ещё сообщил нам многоопытный консультант правительства и какое вообще право он имеет говорить о "моральном движении".
Рост на медицине
Очаровательно грассируя, экономист обещает:
Мы снова возвращаемся к тому, что будут большую роль в экономике играть отрасли, которые непосредственно инвестируют в человека – не в человеческий капитал, фактический потенциал, не обязательно продаваемый – просто в человека. Это образование, это культура, это здравоохранение, это отрасли, обеспечивающие здоровый образ жизни, – эти отрасли с большой вероятностью составят ядро нового роста.
Звучит красиво и гуманистически, если не вдумываться в содержание. Чисто экономически указанные отрасли, как и любые другие, могут стать ядром экономического роста только при условии их высокой монетизации. И Кузьминов это подтверждает: "Рост может идти только через платежеспособный спрос населения".
Интервьюер, разумеется, не посмел спросить в лоб: действительно ли ректор ВШЭ настаивает на дальнейшем росте и без того немаленьких цен на образование и медицину, понижение доступности культуры для граждан; может быть, расширение сети платных услуг в школах и продолжение ритуального обрезания системы ОМС?
Открытая экономика
Со спокойным лицом, заглядывая на всякий случай в шпаргалки (студентам нельзя, профессорам – пожалуйста), один из главных экономистов страны вещал:
У нас экономика более открытая, более полагающаяся на экспорт, чем в США, и понятно, что мы очень зависим от цен на ряд ключевых сырьевых продуктов. Поэтому в марте-апреле 2020 года российская экономика начала входить в новую рецессию.
Великолепный термин! Выстроенная союзниками Кузьминова колониальная экономика, нацеленная на вывоз ресурсов в страны "первого мира", теперь изящно называется "открытой". Мы "более открытые, чем США", это даже звучит, как комплимент: успокойтесь, граждане, рецессия – это всего лишь наша плата за открытость.
Можно согласиться с Кузьминовым в том, что "усталость от экономического роста" (ещё один дивный новый термин) – это не так уж и плохо, что погоня за материальным успехом не может быть смыслом нормальной человеческой жизни. Но взамен он предлагает фактически перераспределить траты домохозяйств, направив их с достижения "вещевого" благополучия, со стяжательства на получение услуг, которые мы привыкли считать базовыми, элементарными. По мысли главы ВШЭ, человек, потративший всю зарплату на визит к терапевту и оплату школьных занятий, освобождает свою душу от грешного стремления к богатству.
Так себе экономическая теория. Но, может быть, Высшая школа занимается какой-то альтернативной экономикой? Тот же РБК в былые годы не стеснялся писать правду о ВШЭ как об одном из пылесосов, присосавшихся к бюджету:
Правительство заказывает нескольким "своим" вузам, в том числе и ВШЭ, исследования. За фундаментальные исследования правительство платило ВШЭ последние годы 700-730 млн рублей в год. Темы исследований бывают очень общими, вроде "Анализа экономики России" или "Управления бизнесом в рыночной экономике"… Вуз нередко сам предлагает темы для исследований, которые потом появляются на сайте госзакупок.
Вот так уже гораздо яснее. А с тех пор достигнут заметный прогресс: как видим, вуз предлагает и темы для интервью, которые потом появляются на сайтах "деловых" СМИ.
Герой нашего времени
Curriculum vitæ профессора Кузьминова навевает уныние даже на его друзей. Выходец из советской номенклатурной семьи, ни разу не знавший материальных проблем, ни разу не работавший никем, кроме как преподавателем (сначала, разумеется, народного хозяйства на марксистской основе, а потом, наоборот, либерального вероучения – профессионал тонко чувствует конъюнктуру) и администратором. Женился на своей студентке Эльвире Набиуллиной. В начале 1990-х два года руководил фондом "Культурная инициатива" Джорджа Сороса. Очень богатый человек, у которого есть проблема размещения финансов.
Жена Кузьминова – бывшая его студентка – Эльвира Набиуллина. Фото: АГН "Москва"
Так, согласно небеспристрастным, но достаточно наблюдательным Telegram-каналам, Ярослав Кузьминов присутствует в "панамском досье" любителей офшоров. Прекрасный выбор для воспитателя русской (на самом деле нет) элиты и мужа хранительницы русских (на самом деле нет) денег.
В 2014 году Ярослав Иванович, имитируя независимость от "Единой России", на всякий случай приобрёл депутатский иммунитет в Мосгордуме. Через пять лет, отказавшись от продолжения своей чисто формальной "работы" в городском парламенте, он попытался протащить через свой 45-й округ проректора ВШЭ Валерию Касамару – тоже формально независимую, как и все единоросы на тех выборах. Однако второй раз избиратели на этот трюк не купились и предпочли другого экономиста, из МГУ и "Справедливой России". Не то чтобы между ними была принципиальная разница (победу Магомету Яндиеву обеспечили "умное голосование" Навального и поддержка мусульманской диаспоры), но всё же приятно, что люди осознали свою ошибку 2014 года и сделали иной выбор.
К сожалению, не могут сделать иного выбора в самой "Вышке". "При определённых предпосылках ротация власти полезна для экономического развития и при дефиците демократии", справедливо утверждают сотрудники ВШЭ в своих материалах. Но в рамках "Вышки" это выглядит практически подрывным высказыванием – в самом вузе демократия отсутствует полностью. Когда перед тем же 2014 годом появился риск, что Кузьминов, просидевший в своём кресле более 20 лет, может столкнуться с серьёзной оппозицией, выборы ректора просто заменили правительственным назначением. Премьер-министр Дмитрий Медведев переназначил Кузьминова в 2014 и 2019 годах, так что занимает свой пост он уже 27 с половиной лет.
Что хорошего за этот период, кроме, конечно, панамского офшора, может предъявить "Вышка", – неясно. Если построение "открытой экономики" – её заслуга, то, может быть, нам поискать каких-то других экономистов?