РПЦ «закручивает гайки»? За что пострадал протодиакон Андрей Кураев
Андрей Кураев. Фото Анатолия Чайко с сайта ru.wikipedia.org
Пандемия коронавируса разделила РПЦ на два непримиримых лагеря. В период карантина храмы были закрыты на вход для верующих далеко не сразу, хотя Патриарх Кирилл еще месяц назад обратился с призывом воздержаться от посещения церквей в период распространения вируса. Одни батюшки вняли призыву и стали убеждать своих прихожан воздержаться от походов на службы. Другие говорили, что вирус православным не страшен и что данное испытание дано нам для укрепления нашей веры.
Настоятель Елоховского Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин относился ко второй категории. Он был противником закрытия храмов на карантин, считая, что прихожане будут все равно стараться туда прорваться и считать при этом себя героями. «Бог способен нас исцелить. Поэтому если мы будем бояться, болезни больше Бога, то нам уже ничего не поможет», — говорил отец Александр в одном из своих последних интервью Правде.Ру.
По иронии судьбы, именно он стал одной из первых среди духовенства жертв COVID-19, скончавшись от последствий заражения вирусом 21 марта. О священнике нелицеприятно высказался протодиакон Андрей Кураев, призывавший ранее прихожан сидеть дома в период карантина. Спустя неделю последовала резолюция Патриарха Кирилла о временном отстранении Андрея Кураева от служения до решения церковного суда.
Высказывания Андрея Кураева о покойном отце Александре предстоятель РПЦ приравнял к «оскорбительному поступку. «В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний», - гласит размещенная на сайте Патриархия.Ру резолюция.
Патриарший вердикт оказался суров: «В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний».
Что же так возмутило Патриарха? В день смерти отца Александра Агейкина Андрей Кураев написал у себя в ЖЖ: «В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. ("Недопротопресвитер": чтобы это понять, надо знать, что в течение полувека настоятель именно Елоховского собора был единственным в РПЦ "протопресвитером". Агейкин - первый, кто получил там настоятельство, не успев получить в придачу данный титул. И это ровным счетом ничего не говорит о нем, но лишь о мелких реформах патриарха Кирилла)».
Можно лишь гадать, что дало повод для столь решительных патриарших рещений в адрес непокорного протодиакона — выражение «тупой карьерист» (действительно не очень уместное в день смерти человека, который так охарактеризован) или упоминание о «мелких реформах патриарха Кирилла». В пользу последней версии говорит формулировка резолюции «учитывая Ваши предыдущие деяния».
Протодиакон Андрей Кураев долгое время воспринимался как правая рука Патриарха Кирилла, однако этот союз не выдержал проверки временем. В конце 2013 года Андрей Кураев был уволен из преподавательского состава Моссковкой духовной семинарии, связав это решение с высказываниями о гомосексуальных скандалах в РПЦ и попытками защитить группу акционисток Pussy Riot. В 2017-м Патриарх Кирилл наложил на протодиакона епитимию, отправив его читать сорокоуст в Новоспасском монастыре. Официальные причины такого решения вновь озвучены не были, но наказанный клирик предположил, что поплатился за свои публичные обвинения митрополита тобольского Димитрия (Капалина) в педофилии.
Андрей Кураев известен своими острыми высказываниями, которые многие воспринимают как попытку протодиакона расшатать РПЦ и податься в раскол. Однако сам он не раз заявлял, что это — не его путь. В обоснованности клирику также не откажешь — такого подкованного в богословских вопросах специалиста еще поискать! А резкость и полемичность формы, в которую нередко облечены суждения Андрея Кураева, обусловлены тем, что он — прирожденный миссионер, поэтому не чужд провокационным приемам ораторского искусства.
Рассуждая, например, о правомерности закрытия храмов в период пандемии, Кураев недавно ссылался на русские летописи и труды святых отцов. «Когда в начале марта златоусты трындели, что причастие по определению безопасно и само по себе есть средство от всех болезней, я приводил в пример выдержку из «Пидалиона» - сборника церковных правил конца 18-го столетия, — говорил недавно протодиакон в интервью «МК». - Его автор – святой Никодим Святогорец - дал конкретные инструкции, как следует причащать заразных больных: оказывается, им нужно оставлять в отдельном сосуде святые дары, они сами у себя дома должны себя причастить, сами потом омыть в уксусе сосуд и ложечку. Это конкретное доказательство того, что еще два столетия назад церковь признавала возможность заражения через причастие».
Что же касается закрытия храмов, то Кураев ссылался на опыт святого Феодора Ушакова. «Карантинный Устав Российской империи еще в 1832-м году давал градоначальникам полномочия при эпидемии прекращать службы в храмах. Адмирал Ушаков, почитающийся в Русской Православной Церкви как святой, когда в подведомственном ему Херсоне началась эпидемия, так и поступил. В средние века в Московии порядки были ещё более жёсткими, например, полагалось сжигать священника, который причастил умирающего от «морового поветрия».
К чему приведет временный запрет Патриарха на служение Андрея Кураева, пока не понятно. Как минимум, стоит дождаться вердикта церковного суда. Опальный клирик не очень переживает по этому поводу, признавшись, что гораздо сильнее озабочен смертью от коронавируса отца Георгия Бреева, в свое время дававшего ему рекомендацию в духовную семинарию. Но уже сейчас ясно, что если иерархи РПЦ пойдут на открытую конфронтацию с Андреем Кураевым, то от этого она не выиграет Церковь потеряет поддержку одного из самых просвещенных богословов, к тому же протодиакон настолько хорошо знаком с изнанкой церковной жизни, что Патриарху будет выгоднее не идти с ним на открытую конфронтацию.
Справедливости ради, надо заметить, что Андрей Кураев — далеко не единственный клирик РПЦ, в отношении которого Патриарх «закрутил гайки». Так, на днях настоятель Среднеуральского женского монастыря схиигумен Сергий (Николай Романов) был лишен Екатеринбургской епархией права проповедовать. Причиной такого решения стала проповедь схиигумена, в которой он проклял всех, кто посягает на закрытие храмов из-за коронавируса. При этом саму эпидемию он назвал «несуществующей».
Сразу после этого инцидента Патриарх Кирилл 27 апреля подписал документ, в котором говорится об усилении ответственности церковных деятелей перед паствой и священноначалием в условиях пандемии. Тех, кто не будет соблюдать ограничения, могут привлечь к церковному суду. «В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности в связи с намеренным игнорированием мер, позволяющих уберечь людей от массового заражения смертельной болезнью»,— говорится в распоряжении Патриарха.