Хабаровчане подержали идею непромышленного изготовления пластиковых щитков для медиков
Идея непромышленного изготовления пластиковых щитков для защиты медиков от COVID‑19 родилась за рубежом и быстро распространяется по всему миру. Поддержать её решили и в Хабаровске, пишет краевая газета «Тихоокеанская звезда». Программист Игорь Захаров считает идею хорошей, информирует «Тихоокеанская Россия«, ТоРосс.
Щитки для горбольницы
- У нас её сначала подхватили и присоединились к этому движению в Москве, — рассказывает Игорь. — Я увидел на одном из интернет-ресурсов публикацию о том, что 3D-печатники в России начали объединяться с целью изготовления этих дополнительных средств защиты. В Интернете созданы целые группы тех, кто в этом участвует. С начала апреля подобная группа — @CVD 3D Хабаровск — действует и у нас. Я начал искать контакты с хабаровскими врачами из Десятой больницы, где организовано лечение больных с коронавирусной инфекцией, чтобы понять потребность в таких щитках, показал, что мы тоже можем их делать.
Игорь напечатал сам на пробу первые десять штук, привёз в больницу, чтобы там могли опробовать их в деле. Врачам понравилось, так что можно и нужно делать ещё и ещё.
Такой щиток — конечно, не медицинское изделие, медики могут им пользоваться или не пользоваться по собственному усмотрению. Он не заменит маску или респиратор. Но в ситуации высокого риска заражения нелишним является любое, даже предположительно помогающее защититься, дополнительное к специальным средство.
Пластиковый щиток закрывает лицо врача или медицинской сестры от мелких брызг, которые кишат вирусами и летят от больных даже при разговоре. При этом он не затрудняет дыхание.
- В отличие от защитных очков, такой щиток не запотевает, к тому же под него можно надевать обычные коррекционные очки, — объясняет Игорь. — Он универсален по размерам и подойдёт любому человеку.
Защитный щиток может использоваться много раз — медики говорят, что он легко выдерживает дезинфекцию — спиртовые растворы пластику нипочем, хлорсодержащие растворы если и нанесут урон, то чуть ли не после сотни обработок, а автоклавирование ему просто не требуется. За неполный месяц использования щитки от Игоря Захарова и его соратников никаких нареканий не вызвали.
Дело всенародное
Если затевал Игорь это важное дело один, то сейчас людей, которые в нём так или иначе участвуют — печатают, собирают, помогают с моделированием — целиком или отдельные детали, предоставляют расходные материалы — уже несколько десятков. Есть «технари», специалисты сферы IT-технологий, преподаватели, студенты…
Помогают магазины — предоставляют хорошую скидку: цена близка к оптовым московским, а она раз в семь меньше той, по которой Игорь покупал сначала.
Но в телеграм-группе тех, кто готов оказать ту или иную помощь в изготовлении щитков, — около сотни. «Готовы безвозмездно предоставить сопла», «есть кадры и оборудование, готовы приступить к работе — необходим спонсорский пластик», «можем напечатать штук десять на безвозмездной основе из остатков материала», «имеем 3D-принтер, могу печатать по три скобы в день, могу напечатать безвозмездно 20 штук» — вот только некоторые из последних сообщений из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре.
- Помощь получаем от знакомых, от друзей, от просто неравнодушных людей, — радуется Игорь.
Практика, как известно, — критерий истины. Есть модели, которые получили наибольшее одобрение среди медиков. В телеграм-группах идёт постоянный обмен опытом: какие модели удобнее, а значит, предпочтительнее, какие материалы рациональнее всего использовать. Участники движения консультируют друг друга и по организационным вопросам.
- За этот месяц мы поняли, что удобнее более широкие щитки, предпочтение — более гибким и лёгким ободкам, на которых держится защитный экран, — говорит Игорь.
В первых изделиях использовали просто то, что удалось найти, в ход шли банковские и прочие канцелярские резинки. И выяснилось, что при длительном ношении такие щитки начинают давить. Сейчас перешли на широкие ободки, они стали более гибкими — они меньше давят на лоб, применяют широкую перфорированную резинку, чтобы можно было регулировать по окружности головы.
- Для изготовления самого прозрачного экрана (он называется визор) сейчас мы применяем канцелярскую пленку — она продается как обложка для переплёта, — объясняет технологию Игорь. — Во-первых, доступна в магазинах. Во-вторых, в домашних условиях (а у нас, по сути, именно домашнее производство), её легко обрабатывать: подрезать ножом, скруглить ножницами края, пробивать отверстия для крепления ободков.
Новые домашние технологии
Недавно заказали по Интернету листовой материал и собираются попробовать работать ещё по одной технологии: не с применением 3D-печати, а резать на лазерном станке по шаблону детали и собирать.
Щиток будет полностью из пластика. Это позволит не только ускорить процесс изготовления (один щиток печатается около двух с половиной часов, плюс время на обработку после этого и сборку), но и удешевит его. Когда речь идёт не о десятках, а о сотнях штук, это имеет немалое значение. Пробная партия щитков по данной технологии уже изготовлена и в ближайшие дни будет передана для тестирования врачам.
- К сожалению, существует проблема с самими станками, — признаёт Игорь. — Сейчас станок, который осуществляет такую резку, есть только в одном учреждении. Поэтому полностью от 3D-печати мы отказаться не сможем, но хотя бы перераспределим нагрузку.
Так что Игорю и его единомышленникам очень нужны помощники, обладающие навыками 3D-печати и обладатели принтеров для неё.
- Наконец-то есть надежда, что удастся найти решение, при котором к работе подключатся вузы, — говорит Игорь. — Там, как правило, очень хорошие производственные мощности для нужной нам работы — и лазерные, и фрезерные станки, но в соответствии с эпидемиологической обстановкой вход туда запрещен практически всем, кроме нескольких руководителей. Хотя с необходимой нам работой прекрасно справились бы студенты.
Соответствующие переговоры с минздравом и министерством науки и образования Хабаровского края ведутся, есть обращения и от больницы. Уже пришла добрая весть об участии в работе от Тихоокеанского государственного университета.