Полковник Фэрламб объяснил, чем для США обернется отказ от предложения России по СНВ-3
Позиция России по договору о контроле стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) отвечает национальным интересам Соединенных Штатов в полной мере. Об этом в своей статье для The Hill пишет полковник армии США в отставке Джон Фэрламб, подчеркивая, что Москва дает Вашингтону последний шанс сохранить одно из фундаментальных для мировой безопасности соглашений. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет пересказ публикации.
Как отмечает автор материала, издание Associated Press сообщило 17 апреля, что госсекретарь США Майк Помпео и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обсудили вопросы контроля над ядерными вооружениями. Глава МИД России в очередной раз выразил желание продлить СНВ-3, срок действия которого истекает уже в феврале 2021 года. Отдельно заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков добавил, что новая тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета России «Сармат» и гиперзвуковая маневрирующая машина «Авангард» могут быть учтены вместе с другим российским ядерным оружием в соответствии с договором. Но США уже объявили, что они считают эти системы подпадающими под ограничения СНВ.
Сергей Лавров уточнил, что Вашингтон должен согласиться продлить новый договор СНВ, прежде чем Россия согласится включить новые российские системы в будущие переговоры. Тем не менее, Майк Помпео подтвердил позицию США о том, что будущие переговоры по контролю над вооружениями должны проходить при участии Китая, образуя трехстороннее соглашение о контроле над вооружениями.
По мнению американского полковника Джона Фэрламба, сейчас совершенно нет смысла использовать СНВ-3 для притягивания Китая к трехсторонним переговорам. Согласно новому договору СНВ России и США разрешено размещать до 1550 ядерных боеголовок. Китай же и так поддерживает позицию минимальной силы сдерживания, которая, как недавно заявил директор Агентства военной разведки Соединенных Штатов, составляют пару сотен ядерных боеголовок. Принимая во внимание это большое неравенство, Китай мало выиграет от переговоров и мало заинтересован в этом. Если Россия и США смогут значительно сократить свои цифры в ходе нового раунда переговоров, тогда может быть основание убедить Китай присоединиться к трехсторонним переговорам, пишет обозреватель The Hill.
«Администрация Трампа должна немедленно принять российское предложение о продлении Нового договора СНВ и начать новый раунд переговоров по стратегическим вооружениям. Новый договор СНВ – единственный американо-российский ядерный договор, который все еще действует. Если срок действия пакта истекает в феврале 2021 года, не будет никаких ограничений для российских стратегических систем и режима инспекций для проверки того, какие типы и количество систем развертывают россияне», – сетует Фэрламб.
По словам полковника армии США, даже Объединенный комитет начальников штабов и разведывательное сообщество решительно выступают за продление СНВ-3. Аналитик уверен, что отказ от договора обернется серьезными последствиями для США: это пагубно повлияет на способность оценивать угрозу интересам США и планирование по ее устранению.
«Смелый подход, который должны рассмотреть США, заключается в том, чтобы сейчас вступить в переговоры с Россией о продлении Нового договора СНВ на более низком уровне в 1000 развернутых боеголовок из разрешенных в настоящее время 1550 единиц. Во время переговоров 2010 года о новом СНВ эксперты Белого дома подтвердили, что 1000 будет достаточным для поддержки американской стратегии сдерживания.
Большая часть остального текста СНВ может остаться прежней, и цель должна состоять в том, чтобы быстро продлить договор на более низком уровне и немедленно начать другие переговоры, чтобы включить новые системы, как предлагают русские, возможно, даже на более низких уровнях. Перед канцелярией министра обороны должна быть поставлена задача провести анализ, чтобы определить, насколько слабыми могут быть менее 1000 развернутых боеголовок», – говорится в статье.
При этом американский полковник добавляет, что некоторая осторожность оправдана в отношении российского предложения. США должны быть осторожны, соглашаясь включить гиперзвуковые машины в дальнейшие переговоры. Все дело в том, что Америке теперь нужна своя обычная ракета большой дальности, использующая гиперзвуковую технологию, и в настоящее время она является приоритетной программой Пентагона. Нам нужна вооруженная гиперзвуковая ракета в диапазоне от 8 000 до 10 000 километров, которая может быть запущена с территории, контролируемой США, в короткие сроки.
«Если бы сегодня у нас были серьезные данные о том, что Северная Корея готовит ракеты с ядерным оружием с достаточной дальностью, чтобы достичь территории США для запуска, единственные системы, которые могут нанести удар по этой цели. Обычная система быстрого удара с большой дальности обеспечивает крайне необходимую опцию», – пишет Фэрламб.
По мнению полковника армии США, Россия и Китай должны будут опасаться такой системы, потому что, если ее развернуть в большом количестве, она может обеспечить обычные возможности первого удара по их ядерным системам. В настоящее время Пентагон не планирует создавать ядерную версию гиперзвукового оружия, но американцы могли бы согласиться ограничить число обычных версий, которые будут развернуты.
«В то же время определение гиперзвукового летательного аппарата должно быть тщательно разработано, чтобы соглашение не охватывало запланированную американскую традиционную версию. Заявление о политике также должно быть включено в текст соглашения относительно намерения Вашингтона не рассматривать традиционную версию гиперзвуковой ракеты, как подпадающую под действие договора», – пишет он.
Также Джон Фэрламб добавил, что продление действия СНВ-3 и вступление в переговоры по сокращению количества развернутых стратегических систем США и России определенно отвечает национальным интересам США. Администрация Трампа должна воспользоваться этим последним шансом, который дала им Россия, и сделать это, подчеркнул полковник в отставке.
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что китайские СМИ высмеяли желание Вашингтона включить в СНВ-3 «безоружный» Пекин.