Интриги Кремля: Кому болезнь Мишустина выгоднее всего
Заболевший COVID-19 Михаил Мишустин вернется в кресло премьера после выздоровления, сообщения СМИ об обратном несостоятельны, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Это ерунда», — так он прокомментировал появившуюся ранее в ряде либеральных СМИ новость о «невозвращении» Мишустина.
Напомним, в ходе встречи с президентом, Мишустин сообщил о положительном результате теста на коронавирус. В качестве кандидатуры на пост исполняющего обязанности главы правительства в свое отсутствие он назвал имя своего первого заместителя — Андрея Белоусова. Соответствующий указ сразу был подписан президентом.
Стоит отметить, что вокруг болезни Мишустина сразу появилось множество слухов. К примеру, что это инсценировка, имеющая целью «образумить» граждан, не соблюдающих самоизоляцию. Есть версия, что Мишустин ушел на больничный, чтобы, в конце концов, на него не свалили провал за борьбу с коронавирусом.
Впрочем, гораздо больше разговоров вызвала версия о некой закулисной игре и уж начавшейся схватке за премьерское кресло.
Насколько это может соответствовать реальности? Ведь дыма без огня не бывает…
— В конечном итоге о том, что случилось на этот раз в Кремле — новый ли переворот или просто больничный премьера — мы узнаем не из светской хроники, а из дел работающих персон, — отмечает философ, социолог, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского гос. педагогического университета Андрей Коряковцев.
— Если будет заметно какое-то отклонение в работе кабинета при долгом отсутствии Мишустина, то у тех, кто говорит об инсценировке, будет больше аргументов. Но сейчас все рассуждения на этот счет — спекуляции.
— В том, что премьер-министр России Михаил Мишустин заболел коронавирусом, нет ничего экстраординарного, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Мы видим, как в других странах мира заболевают первые лица: многие министры заболели в Иране, а в Британии переболели премьер-министр Борис Джонсон и принц Чарльз. Сотрудники правительств оказываются в группе риска, так как не прекращают работу и имеют большое число контактов. Искать какую-то другую смысловую нагрузку в заболевании Мишустина нет никакого смысла.
«СП»: — Много слухов вокруг болезни Мишустина возникло, что это чуть ли не инсценировка…
— Слухи о том, что болезнь Мишустина чуть ли не выдуманная, а на самом деле это часть кадровой рокировки, появились на фоне обострившихся внутриэлитных противоречий при борьбе с пандемией. Мы увидели, как около Владимира Путина появилось два центра выработки методов борьбы с коронавирусом. Один из них возглавил Михаил Мишустин в должности премьера, а другой — мэр Москвы Сергей Собянин, который возглавил рабочую группу Госсовета по борьбе с пандемией. Со стороны это выглядело как двоевластие, но по сути эти два центра не сильно друг другу противоречили. Они скорее соревновались в том, кто первый заявит о новых мерах, и мэр Москвы оказался проворнее, активнее и конкретнее.
Сергей Собянин, возглавляя Москву как главный очаг коронавируса в России, не мог себе позволить времени для экспериментов. Михаил Мишустин вел себя более осторожнее, оценивая уровень распространения болезни по всей стране. Но у этого соревнования не может быть победителя. Вряд ли мы можем рассматривать Собянина как возможного сменщика Мишустина на посту председателя правительства в краткосрочной перспективе. Впереди у страны сложный период выхода из экономической рецессии. Эта должность будет расстрельной — любой человек, оказавшийся в должности премьера в ближайшие два года, быстро растеряет свой рейтинг. Вряд ли Сергей Собянин стремится занять это кресло.
«СП»: — А как насчет Белоусова? Он не стремится в премьерское кресло?
— Что касается назначения Андрея Белоусова, то оно выглядит логичным, ведь он занимал должность первого заместителя председателя правительства, а до этого 7 лет являлся помощником президента по экономическим вопросам. Это назначение является техническим, так как Михаил Мишустин не может публично исполнять свои обязанности, хотя, учитывая и предполагая, что он переносит легкую форму COVID-19, вряд ли отойдет от несения основных координационных функций. Не стоит считать, что с Андреем Белоусовым у российского правительства появится какой-то новый курс. А использование языка политических ярлыков вообще стоит убрать в сторону. В повседневной жизни люди не идентифицируют себя как либералов и нелибералов. Этим не занимаются и в правительстве. Деление на кланы либералов и нелибералов — это условность, которая используется среди политических комментаторов и обывателей для упрощения.
«СП»: — Белоусова называют едва ли не антилибералом…
— Не существует определенных хрестоматийных подходов у либералов и у нелибералов по борьбе с коронавирусом. Мы видим, как во всем мире совершенные разные страны с разными политическими системами используют примерно одинаковый набор методов по борьбе с пандемией. Есть более жесткие меры, есть более мягкие — но эффективность проявляется у разных стран с разной политической культурой. Высокую эффективность проявляют чаще либеральные демократии, так как среди развитых стран чаще встречаются именно такие политические системы.
Главу Центробанка РФ часто называют либералом, но её шаги об этом совершенно не говорят. Когда Эльвира Набиуллина говорит о нецелесообразности оказания всеобщей денежной помощи людям, то она основывается не на идеологических, а на политических корпоративных установках. И не важно, каких взглядов придерживается человек, оказавшийся в должности премьер-министра. Для проведения реформ ему должна быть предоставлена свобода. Если свобода ограничена многочисленными рамками, а это и обеспечивает ту стабильность, которая очень востребована на протяжении президентства Путина, то ожидать резких реформ и изменения курса не стоит.
— Болезнь Мишустина, человека, по точному выражению Эдуарда Лимонова «похожего на тучного, невысокого слона», во всех отношениях симптоматична, — уверен руководитель петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Можно предположить, что немало желающих вколоть ему смертельный укольчик, пока он находится на больничной койке. Кто в этом может быть заинтересован? Например, можно предположить, мэр Москвы Сергей Собянин, который существенно увеличил свое влияние на фоне эпидемии. Ведь по должности именно Мишустин должен был возглавить всероссийский штаб по борьбе с коронавирусом, но назначили Собянина. Ещё интересант — бывший премьер Дмитрий Медведев. Ему явно хочется показать, что Мишустин справляется со своими обязанностями хуже, чем он. Ну и наконец и.о. премьера Белоусов. Он человек жесткий, к сантиментам не привык.
Если же оценивать это в целом, по дедушке Марксу, то на фоне пандемии мы наблюдаем усиление грызни влиятельных капиталистов и групп влияния за власть.