»Уши» антироссийского демарша Боснии и Герцеговины торчат из Вашингтона
Заявление в Боснии и Герцеговине (БиГ) о "нежеланной" помощи России в борьбе с коронавирусом – это результат давления США на власти страны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказала руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Глава президиума Боснии и Герцеговины Шефик Джаферович заявил, что страна сама может справиться с дезинфекцией, и признал помощь России нежеланной. По его мнению, "надо использовать собственные ресурсы". В начале апреля страна обратилась за поддержкой к РФ в борьбе с коронавирусом – сделал это член президиума Драган Чович. Всего в президиум входят три человека. Российские военные специалисты дезинфицировали объекты в стране с 9 по 23 апреля, после чего новому гуманитарному конвою не выдали разрешение на въезд в страну.
МИД РФ отреагировал нотой на этот шаг Боснии и Герцеговины. Джеферович на это ответил: запрос о помощи изначально не был согласован с советом министров, а также с министерствами и ведомствами. По его словам, вооруженные силы страны "имеют собственное подразделение, которое обучено для проведения дезинфекции".
"Соединенные Штаты традиционно крайне предвзято смотрят на роль России на Балканах, - отмечает Гуськова. – США не могут согласиться с гуманитарной составляющей нашего присутствия в регионе. Американцы видят за каждым жестом доброй воли, за каждой гуманитарной помощью, за спасением людей в критических ситуациях геополитические планы Москвы. А именно – стремление полностью освоить Балканы.
Поэтому в Боснии и Герцеговине идет борьба американцев за каждого члена президиума, за каждого сидящего в Сараеве министра. Ведь, как известно, в БиГ входит и Республика Сербская, где безраздельно влияние России. Именно оттуда, из Баня-Луки, изначально формировался запрос к Москве о помощи в сложной ситуации. Но сейчас США надавили на чиновников в Сараеве, и именно это стало причиной заявления российским военным специалистам о нежелательности их присутствия".
БиГ расколота по политическим настроениям
После распада Югославии Босния и Герцеговина стала федеративным образованием, включающим одноименную республику, Республику Сербскую и округ Брчко. Сейчас это одна из беднейших стран Европы с очень высоким уровнем безработицы. Весной 1992 года разгорелась Боснийская война, охватившая всю страну. Мусульмане воевали против сербов или хорватов в зависимости от региона, иногда они воевали вместе с хорватами против сербов.
Конфликт закончился военной интервенцией НАТО и подписанием Дейтонских соглашений 14 декабря 1995 года, которое предусматривало сохранение единого государства, состоящего из двух частей: Мусульмано-хорватской федерации и Республики Сербской. Последняя выступает за сближение с Россией и часто просит у нее помощи в результате стихийных бедствий. Москва всегда предоставляет поддержку, указывая ее чисто гуманитарных характер.
"Еще конституция 1995 года заложила в БиГ такие условия, когда очень многие вопросы зависят от властных структур в Сараеве – среди них и разрешение на пересечение границы иностранными военными. Реакция в Баня-Луке, конечно, на антироссийский демарш была резко отрицательной. И это еще больше усиливает напряженность между БиГ и Республикой Сербской. По-прежнему политические настроения там сильно разнятся под влиянием США.
Даже европейские политики официально не доверяют судебной системе Боснии и Герцеговины, что создает постоянные скандалы. А Республика Сербская продолжает придерживаться пророссийских взглядов и надеяться, что РФ не оставит без поддержки братскую страну в трудный период. РФ оказывала помощь много раз при наводнениях, пожарах и других проблемах. Но на всю БиГ эта помощь не распространится – в Сараеве огромное влияние имеют США", - подчеркивает Гуськова.
БиГ сохраняет "статус кво"
Ранее Минобороны РФ сообщило, что часть российских военных специалистов, которые сейчас оказывают помощь в борьбе с коронавирусом в Сербии, будет передислоцирована в Боснию и Герцеговину. Планировалось, что 1 мая колонна в составе 5 единиц специальной военной техники (авторазливочных станций и мобильного комплекса аэрозольной дезинфекции), двух врачебно-сестринских бригад и четырех расчетов подразделений войск РХБ защиты общей численностью 25 человек совершит марш из Белграда в БиГ.
В Сараеве заявили, что не дали разрешение гуманитарной миссии РФ пересечь границу, так как речь идет о военном подразделении. По данным института Джонса Хопкинса, в Боснии и Герцеговине коронавирусом заражены 1,78 тысячи человек, погибли 70. Примечательно, что въезд российских подразделений ранее не смутил власти Италии и Сербии.
"Боснии и Герцеговине, как и Сербии, который год намекают, что они могут в каком-то виде приблизиться к Евросоюзу – это политическое обещание для чиновников в Сараеве очень ценно. С другой стороны, ЕС прекратил, как известно, прием новых членов по политическим соображениям. Туда брали экономически слабых участников, вроде Черногории, чтобы разъединить Восточную Европу и не допустить воссоединения на Балканах.
То есть сейчас в БиГ, скорее всего, будет сохранен "статус кво". Евросоюзу не нужны столь слабые новые участники, и преференций он не даст. Республика Сербская, в свою очередь, не ослабит пророссийских настроений – лишь возобновит противоречия с политиками в Сараеве. Но в целом общая политическая ситуация останется прежней", - заключает Елена Гуськова.