Обнародована новая архитектурная концепция Москвы: «Разрушим до основанья, а затем»
Над торговыми центрами столицы нависла угроза: главный архитектор города высказался за их снос. Что это было – импровизация, шантаж или глубокий план – мы узнаем в весьма обозримом будущем. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов предположил, что многие крупные торговые центры в Москве после окончания пандемии коронавируса могут быть снесены. Прозвучала даже замечательная фраза «Для здоровой городской среды больше подходят малые форматы торговли».
Несколько лет назад у молодежи было модным словечко «внезапно». Для знающих биографию Кузнецова эта фраза именно «внезапна», то есть выглядит форменным издевательством. Ведь именно при его деятельном участии крупные торговые центры и магазины вытеснили в Москве неудобную «мелочь». А аккурат в день интервью Кузнецова в России вступил в силу запрет на такой малый формат торговли, как «разливайки» в жилых домах – теперь разрешены только «разливаища» площадью более 50 кв. м: мелких торговцев, как и положено при Собянине, вытесняют крупные.
Сергей Олегович стал главным архитектором крупнейшего города Европы, едва отпраздновав 35-летие. До этого, в возрасте 30-33 лет, он сколотил внушительное состояние, получив огромное число заказов на проектирование зданий в позднелужковской Москве и ряде других городов, включая Минск и Киев. А толчок карьере Кузнецова дала совместная работа с влиятельным российско-еврейско-немецко-среднеазиатским коллегой Сергеем Чобаном: творческие отношения творческих мужчин тянутся минимум с 2006 года
И все же причины резкого взлета Сергея Олеговича не слишком ясны: вероятно, дело в отце, работавшем в КГБ, но сведений о нем по понятным причинам почти нет. Зато есть забавная фраза о том, что «Кузнецова просто нашло рекрутинговое агентство, которое искало молодого, но опытного человека, занимавшегося международным проектированием», то есть главного архитектора якобы искали практически «на бирже труда». Едва ли это правда. Кто знает кадровый принцип формирования штата московской мэрии и бесчисленных госучреждений вокруг нее, скорее вспомнит о том, что в конце нулевых Кузнецов работал по нескольким объектам в Казани и, вероятно, произвел там хорошее впечатление на местного министра строительства Марата Хуснуллина, то есть входит в «татарскую группу», захватившую московский стройкомплекс.
Получив высокий пост, Кузнецов увлекся проведением архитектурных конкурсов, на которых в последние годы доминирует компания RTDA, также вкусные деньги получают «Мосинжпроект» и Speech. В последней сам архитектор работал до перехода на госслужбу, в двух других трудятся его близкие друзья. Кузнецов не видит в этом ничего плохого: архитектурный мир довольно тесен, и понятно, что подряды достаются, как сам он выразился, «идеологически близким».
Судя по всему, между архитектором и мэром Сергеем Собяниным есть негласное или даже явное соглашение: мэр не мешает друзьям Кузнецова зарабатывать, а Кузнецов взамен поддерживает все безумные начинания мэра – судя по всему, мысль о «реновации» уже в 2012 году билась в благообразной голове столичного градоначальника.
И главный архитектор оправдал доверие – например, он регулярно оправдывал в СМИ волюнтаристский снос «малых форматов торговли» 2016 года в столице. Напомним, юридический казус состоял в том, что у большинства владельцев разрешительные документы были, а мэрия в одностороннем порядке признала их недействительными. Часть москвичей тогда даже одобрила зачистку, забыв старую мудрость «а когда пришли за мной заступиться было уже некому», и позднее, потренировавшись на коммерсантах, в столицу точно так же стали отбирать квартиры у частных лиц– вместо них, правда, выдают углы в исполинских человейниках, называя это «реновацией».
Главный архитектор: в Москве больше не должны появляться спальные районы
А теперь Кузнецов послал сигнал владельцам крупных торговых центров – а не слишком ли привольно вы раскинулись, ребята? Мы ведь можем и документы на застройку проверить, специалистов у нас много. Нет сомнений, что этот сигнал уже услышан, и вскоре где-то в недрах видеомессенджеров пройдут тихие, но очень эффективные переговоры о том, на каких условиях предприниматели смогут сохранить свой бизнес. Не исключено, что уже сформирован и «список Кузнецова», в который вошли «неэффективные» торговые центры.
Кстати, уже во время написания заметки стало известно о том, что с 12 мая в Москве, вероятно, возобновят работу промышленные и строительные организации, то есть фактически – строительные. Реновация, за которую Сергея Кузнецова и его нанимателя ожидают минимум два суда*, продолжается вопреки всплеску заболеваемости коронавирусом. Деньги ждать не могут.
* Суд истории и Божий суд