Масочная Москва
Еще один режим
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил 7 мая о введении в городе с 12 мая обязательного масочного и перчаточного режимов. Подробности и информация о продлении режима самоизоляции в Москве до 31 мая прописаны в указе.
Нарушителям режима грозят штрафы: четыре тысячи рублей за нахождение без маски в общественных местах и пять тысяч рублей — в транспорте (ст. 3.18.1 КоАП Москвы). При этом режим цифровых пропусков для передвижения по Москве сохранится.
«Обязать граждан <…> c 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами», — говорится в указе.
Министр правительства Москвы, начальник главного контрольного управления города Евгений Данчиков сообщил агентству «Интерфакс», что «указом мэра Москвы будут определены зоны, места, критерии, по которым должна носиться маска».
Срок действия новых ограничений Собянин не назвал. По данным газеты «Коммерсантъ», которая сообщала о возможности введения масочного режима еще вчера, он может продлиться два месяца.
Как будут контролировать
Следить за соблюдением режима власти будут с помощью камер — и не только в Москве. В пресс-службе губернатора Нижегородской области Глеба Никитина газете «Коммерсантъ» рассказали, что в регионе планируют внедрить совместное решение «Ростелекома» и компании NtechLab (один из владельцев — «Ростех»), разработки которой уже применяют в Китае. Установка камер, подключенных к единой сети видеонаблюдения, будет одним из условий для открытия предприятий в области.
В Москве еще в январе 2020 года столичные власти запустили крупнейшую в мире онлайн-систему распознавания лиц, которая охватывает несколько десятков тысяч городских камер. Мэрия Москвы заплатила компании NtechLab около 200 млн рублей: такова была начальная конкурсная цена на разработку.
«Система распознавания лиц вызывает большие вопросы с точки зрения соблюдения прав человека. Что касается выявления нарушителей масочного режима, у системы есть серьезный дефект: она не дает 100% идентификацию человека. Он может быть на 72% похож на Иванова Ивана Ивановича, который в это время сажает редиску где-нибудь у себя на участке в Подмосковье. А ему автоматически приходит штраф. В случае, если человек идет в маске, но без перчаток, система распознавания лиц вообще будет бесполезна», — сообщил в беседе с АСИ глава «Апологии протеста» (проект международной правозащитной группы «Агора») Алексей Глухов.
По мнению юриста, высока вероятность того, что возникнет много необоснованных привлечений и споров, которые в результате окажутся в судах. «Люди будут вынуждены ходить [в суды], отправлять письма, жалобы. Это создаст дополнительные передвижения людей — то есть как раз то, против чего принимаются все эти самоизоляционные меры», — считает Глухов.
«В случае привлечения к ответственности любой гражданин может сказать: «Извините, на фото — не я». А у нас пока еще действует презумпция невиновности. Как доказать, что штраф пришел тому самому человеку? Приглашать специалиста, который будет делать экспертизу по каждому штрафу? Это неразумно и экономически неэффективно. Сомневаюсь, что это можно будет сделать в короткий промежуток времени, если речь будет идти о тысячах спорных моментов», — подчеркнул глава правозащитного проекта.
Кто будет платить за маски
В указе написано, что граждане обязаны «использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы)». При этом тип масок точно не прописан. Вероятно, это могут быть одноразовые медицинские или многоразовые маски.
По мнению Глухова, если власти поставят условие носить непременно медицинские власти, они будут обязаны либо обеспечить людей этими масками, либо выплачивать денежную компенсацию, чтобы граждане могли их купить. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), одноразовые медицинские маски необходимо менять несколько раз в день и не использовать повторно.
«Если человек ездит на работу, он тратит около пяти масок в день: в месяц набегает приличная сумма. Требование использовать именно медицинские одноразовые маски и исключать любые другие предметы, которые препятствуют прямому доступу воздуха ко рту и носу человека, накладывает на власти некоторые обязательства. Иначе получится, что те, у кого денег на маски нет, будет вынужден прятаться от камер. Так власти не добьются никакого эффекта, и режим будет просто публичной пугалкой людей», — отметил юрист.
Сколько штрафов можно получить за один выход из дома
Возникает вопрос и о количестве штрафов, которые человек может «поймать» за один выход из дома без маски и перчаток. Если его маршрут пролегает мимо нескольких камер, каждая из них будет его фиксировать и налагать штраф.
Глухов вспоминает решение Верховного суда, связанное с выделенными полосами в Москве: он постановил, что водитель должен платить штраф за проезд под каждой камерой, даже если это было одна и та же поездка, и нарушения происходили в один день и с незначительным временным интервалом.
«В отношении режима самоизоляции это правило не может применяться. Человек один раз вышел из дома [без маски], и пока он не вернулся, это одно, условно говоря, правонарушение», — считает юрист.
Глухов отметил, что подобные бессрочные ограничения могут быть опасны, но стоит «надеяться на разумность властей и на то, что они не заставят нас ходить в масках и с цифровыми пропусками до какого-нибудь следующего вируса».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.
Сообщение Масочная Москва появились сначала на Агентство социальной информации.