Символ веры и силы духа. 5 вопросов о Главном храме Вооружённых сил России
Главный храм вооружённых сил РФ, возведённый в военно-патриотическом парке «Патриот» рядом с Алабинским полигоном, может войти в историю как один из уникальных памятников архитектуры.
Торжественное открытие храма было запланировано на 6 мая, но в последний момент отложено из-за эпидемии. Тем не менее храм был возведён строго к намеченному сроку, и не вина военных, что дату перенесли. Пока же отвечаем на самые частые вопросы об этом грандиозном сооружении.
Зачем военным свой храм?
На Руси вера издавна поддерживала военных. Походные церкви, полковые священники, иконы в складчину, нательные кресты, медальоны, личные образки — посильная, а иногда и единственная помощь людям в погонах.
«В годину самых тяжких испытаний именно вера в Бога была опорой для русского человека, помогала ему преодолевать трудности и вдохновляла на защиту родных святынь, — поясняет патриарх Кирилл.— Храм в подмосковной Кубинке — особый. Он призван не только увековечить память павших героев, но и стать зримым символом силы духа российского воинства, его самоотверженного служения народу и Отечеству».
Под стягом с изображением Спаса Нерукотворного русские воины брали Казань, он побывал в крымских походах во время правления Софьи Алексеевны, при Петре I войско ходило с ним на Азов, под этим знаменем была одержана первая крупная победа над шведами в ходе Северной войны — при Эрестфере. По традиции наши предки всегда ставили церкви в память о подвигах на поле брани.
Патриарший собор в честь Воскресения Христова, победы Спасителя над самым страшным врагом рода человеческого — смертью, посвящён юбилею Победы. Открыт он не только для прихожан в военной форме. Невозможно представить в России семью, которой бы не коснулась война, где бы не было своего героя. Это наш общий храм памяти и скорби.
Почему на этом месте?
«Именно в этих подмосковных лесах начинался долгий и трудный путь к Победе, — говорит министр обороны Сергей Шойгу. — Под Кубинку, в Алабино, в самый критический момент обороны Москвы перенёс свой штаб только что вступивший в должность командующий Западным фронтом Г. К. Жуков. Измотав противника, отсюда наши войска неожиданно переходят в контрнаступление. Первое в Великой Отечественной! Но за 75 лет так и не появилось ни одного храма, посвящённого Победе 1945-го. Мы просто обязаны были это исправить».
Вокруг храма возникла «Дорога Памяти» — уникальная музейная галерея в 1418 шагов (по числу дней и ночей Великой Отечественной) с единственным в мире архивом со сведениями о 33 млн её участников. Рядом — военно-просветительский центр Минобороны.
У стен собора установлен верстовой столб-указатель со старой Смоленской дороги — свидетель бегства наполеоновской армии, символ преемственности традиций, последнего рубежа обороны столицы. Дальше некуда — позади Москва!
Храмовый комплекс — ещё и ответ тем, кто пытается переписать историю Второй мировой, умалить или исказить вклад нашего народа в победу над фашизмом.
Как смогли так быстро?
Храм построили всего за 19 месяцев — срок по всем меркам немыслимый. «Но дело не в рекордах, — убеждён замминистра обороны, глава Военно-строительного комплекса Тимур Иванов. — Военные строители вместе с мастерами, зодчими, художниками сразу решили для себя: это не просто очередной крупный объект, мы строим не Шартрский собор — храм Победы».
На строительстве работали 4 тыс. человек, иногда единовременно — свыше 1 тыс. Собрали лучших военных строителей со всей страны. Пригодились уникальный опыт возведения военных сооружений, нестандартные подходы, новые технологии. И, конечно, огромная, часто безвозмездная помощь в обеспечении материалами и техникой.
На чьи деньги?
«Храм, как издавна заведено на Руси, возведён на народные пожертвования, — отвечает гендиректор Благотворительного фода «Воскресение» Александр Каньшин. — Сотни тысяч жителей России, граждан других стран, тысячи предприятий и организаций внесли свою лепту. Первыми откликнулись моряки Северного флота, вторым был министр обороны РФ, а потом почти два года, что работает фонд, из всех регионов, от Камчатки до Калининграда, поступали разные суммы — от нескольких сотен рублей до сотен миллионов. Всего — более 3 млрд. Не остался в стороне и президент Путин — на его личные средства была создана главная икона храма «Спас Нерукотворный».
Многие жертвователи поставляли материалы, давали в аренду технику, направляли специалистов. Концерн «Калашников», например, выделил кирпич и материалы для куполов, воронежский завод «Вера» отлил 18 колоколов с неповторимым звуковым рядом, крупный стройтрест пригнал мощные краны, попросив это не афишировать. Потому что — не для пиара.
В чём необычность собора?
Это третий по высоте — 96 м — православный храм в мире. В его архитектуре читаются классические черты владимиро-суздальского стиля: например, сфероконические, как шлем Александра Невского, золотые купола. И в то же время — масса новаций. Бронзовые исторические рельефы, опоясывающие стены, искусные медные узоры и скульптурные композиции на фасаде, стеклянная кровля и витражи, выполненный из фарфора нижний храм, четыре придела в честь родов войск и оригинальный, похожий на походный, иконостас.
Но главное — отражённые в каждой детали символы Великой Отечественной. В честь 2644 полных кавалеров ордена Славы выложено 2644 м2 мозаики. 1418 м2 (напоминание о днях войны) занимают витражи с изображением всех российских орденов. Диаметр главного купола 19,45 м — в 1945 г. закончилась война. Сама цифра юбилея Победы нашла отражение в высоте колокольни — 75 м. Все сколь-нибудь значимые воинские события — с Древней Руси до современных конфликтов — нашли отражение в мозаиках и рельефах. Но никакой милитаризации, всё с христианской, православной точки зрения: каждый эпизод историчен и духовен.
Облик нового храма создали народные художники России Василий Нестеренко, Салават Щербаков, Сергей Андрияка, десятки скульпторов, иконописцев, мозаичистов, керамистов, 150 архитекторов и проектировщиков, 1 тыс. зодчих. В главном куполе — самая большая в мире (300 м2) мозаика с образом Спаса Нерукотворного. В алтарной апсиде помещён скульптурный образ Христа. «На мозаичном ультрамариновом фоне ночи Воскресения Христова при первых отблесках рассвета над святым Иерусалимом парит фигура Христа воскресшего и благословляющего всех нас со свитком тайн жизни и смерти, Страшного суда и будущего века в руке», — свидетельствует глава худсовета строительства отец Леонид Калинин.
Но при всём новаторстве собор каноничен и каждый сюжет убранства одобрен худсоветом. Святое воинство небесное и воинство земное соединились здесь, чтобы напомнить — нет ничего ценнее мира на земле, священнее Отечества, выше Веры.
Музей «Дорога Памяти», филиал Центрального музея Вооружённых сил, — тоже особый. Он мультимедийный, каждый может загрузить в его базу данные о своём родственнике, участнике войны — письма, фотографии, документы. А посетитель буквально «шагает» по её истории: каждый шаг сопровождают оживающие в проекциях, кинохронике, звуках, артефактах дни и ночи той эпохи.
На востоке грандиозного храмового комплекса установлена 9-метровая композиция «Матерям победителей» всемирно известного скульптора Даши Намдакова. У её подножия теперь всегда горят свечи. Вечный огонь нашей памяти.
Потому что стучит в сердцах
И зовёт нас на вечный бой
Кровь не вышедших из атак,
Заслонивших беду собой...