Идеальный враг: Кремниевая долина как святилище глобализма
Фильм построен на череде интервью с талантливыми выходцами из России и стран СНГ, работающими в крупных компаниях либо развивающими собственные цифровые предприятия. Они честно и спокойно рассказывают о своей жизни, плюсах и минусах пребывания в Кремниевой долине. Для зрителя может стать откровением, что за простые работы по замене труб местные сантехники могут выставить счёт в несколько десятков тысяч долларов, а русские долларовые миллионеры из Калифорнии летают лечиться в Москву: дешевле и качественнее.
Другая тема, которую походя затронули в фильме, но вообще никак не показали, – это колоссальное социальное расслоение людей, живущих в Пало-Альто, Купертино и других местах, объединённых в Кремниевую долину. Если у одних стартовая зарплата исчисляется сотнями тысяч долларов в год (на меньшие деньги там просто не проживёшь), то другие, и это половина местного населения, едва сводят концы с концами и почти поголовно сидят на пособиях. Это приводит к тому, что всё вокруг чётко поделено на благополучные кварталы, населённые выходцами со всего мира, работающими на цифровых гигантов, и кварталы, где даже днём могут ограбить или убить.
Если у одних стартовая зарплата исчисляется сотнями тысяч долларов в год, то другие почти поголовно сидят на пособиях. Фото: Renée C. ByerGloballookpress via ZUMA Press
По ведущему (Дудю) видно, что он совершает своеобразное "паломничество" в священное место. Как ребёнок, он восхищается всем, что видит, даже если то же самое можно легко обнаружить в Москве, Петербурге или Минске. Ту же самую "Теслу", например.
Если для одних фильм Юрия Дудя – это исключительно история успеха, которая должна вызвать у зрителя желание повторить путь талантливых программистов и бизнесменов, то для других это отличная возможность проанализировать и наглядно показать, как устроен наш мир.
Призрак однополярности
Крайне интересно слушать о том, как устроен бизнес 30–35-летних программистов из России, зарабатывающих миллионы долларов в высокотехнологичной сфере. Человек устраивается на работу в одну из крупных корпораций, обрастает знакомствами и контактами и через некоторое время решает начать собственный бизнес. Найдя идею, которую он может воплотить, предприниматель подключает программистов из Москвы, Минска, Киева и других городов. Потому что, несмотря на все перипетии конца XX – начала XXI века, у нас осталось главное богатство – наши люди. Кадры решают всё – это аксиома. Но только наши кадры, живущие на постсоветском пространстве, готовы работать за деньги, которые в Кремниевой долине люди тратят во время похода в супермаркет или ужина в ресторане. Если в Пало-Альто две тысячи долларов – это не зарплата, а сдача и на неё не проживёшь и неделю, то в Минске, например, это очень хорошие деньги, на которые может безбедно жить целая семья.
Мы справедливо возмущаемся глобализационными процессами, отразившимися на повседневной жизни москвичей: толпы выходцев из Средней Азии контролируют целые отрасли бизнеса, заливая их дешёвой рабочей силой, с которой практически невозможно конкурировать местным. Начиналось же всё с того, что в Москве появлялась группа предпринимателей из, скажем, Узбекистана, которые, закрепившись в городе, подтягивали "своих".
Если использовать несправедливую, но понятную всем градацию на "первый", "второй" и "третий" миры, то видно, как всё устроено. Из "третьего" мира (Средней Азии) люди едут во "второй" (Россию), чаще всего они заняты на низкооплачиваемых работах, не требующих специальной подготовки. А вот из "второго" (России, Белоруссии, Украины) в "первый" (США и ЕС) уходят уже сливки – высококлассные специалисты, которые хотят найти себе применение в ведущих корпорациях мира. Выстроена эта схема в интересах именно транснациональных корпораций, а не какого-то отдельного государства. Это, собственно, и есть тот однополярный мир, которым пугал нас Фукуяма, – так и должен выглядеть "конец истории". Мир поделен на зоны, в которых живут люди разных классов. По сути, это возрождение кастового общества, но совсем на иных принципах: не духовных, а материальных. Переход из одной касты в другую – процесс трудоёмкий, требующий от человека колоссальных усилий, работы над собой, а иногда и подразумевающий коренной слом характера и воли.
И происходит всё это не для того, чтобы развивалась или укреплялась чья-то национальная культура или цивилизационная матрица, не для того, чтобы мир стал более безопасным и справедливым местом, а исключительно для того, чтобы Марк Цукерберг, Илон Маск, Сергей Брин и другие цифровые олигархи, а также люди, стоящие за ними, получили больше власти над миром и денег.
И Западное побережье США в этой схеме является чуть ли не вершиной, самым кончиком этого (единственного, как они считают) полюса власти.
Информация – главный способ управления в современном мире
Важно понимать, что Кремниевая долина и – шире – Западное побережье США – это не просто место, где собираются способные люди, которые создают современную цифровую экономику в том виде, в котором мы её знаем. Это важнейший центр управления, причём не только коллективным Западом, но и всем миром. Сегодня, когда у подавляющего большинства людей есть смартфон или планшет с доступом в интернет, информация и вообще контент, совокупность того, что мы находим в Сети, – это важнейший рычаг управления.
Более 10 лет назад по миру прокатилась волна цветных революций, а в 2011 году, девять лет назад, началась "арабская весна". В этих процессах, значительно изменивших жизни десятков, если не сотен миллионов людей, ключевую роль сыграли социальные сети, информационные технологии и тот текстовый, аудио- и видеоконтент, который формирует повестку в социальных сетях.
Управление с помощью информации – это мощнейшая бомбардировка сознания и подсознания человека продукцией, которая должна каким-то образом его сформировать. Собственно, сама этимология слова (IN)FORMATION многое объясняет: это то, что попадает в человека и формирует его изнутри.
Сегодня, чтобы контролировать человека, не нужно загонять его в лагерь, обмотанный колючей проволокой, не нужно приставлять к нему охранника с автоматом – достаточно просто провести ему сносный по скорости интернет и дать в руки смартфон. Дальше талантливые ребята, со всего мира съехавшиеся в Калифорнию, сделают всё сами.
Если провести аналогию с ракетным вооружением, то у информации есть "боеголовка" – непосредственный контент (видео, статья, фильм, песня) – и средство доставки – социальные сети и поисковые системы.
Если посмотреть, кто является глобальным лидером в этих сферах, то мы увидим, что больше всего "контента", нацеленного на международную аудиторию, производится в США, точнее в Голливуде, расположенном в Калифорнии. Речь идёт не только о фильмах, но и о сериалах, значительной доле компьютерных игр и многом другом.
Предприниматель подключает программистов из Москвы, Минска, Киева и других городов. Потому что, у нас осталось главное богатство – люди. Фото: Андрей Никеричев/АГН "Москва"
Одновременно с этим крупнейшие интернет-компании в буквальном смысле находятся по соседству. Оба основных игрока на рынке операционных систем для мобильных устройств, Google и Apple, располагаются в Кремниевой долине, неподалеку работают Facebook и другие SMM-гиганты.
Иными словами, на пятачке в несколько сотен километров производятся и контролируются как все мощнейшие "средства доставки", так и непосредственно сама информация, которую современный человек потребляет всё больше и больше. А значит, кто-то всё сильнее и сильнее формирует потребителя изнутри.
Вот и получается, что Дудь показал нам тех, кто управляет миром (или является важным инструментом управления в чьих-то руках).
Как быть?
Очевидно, что ощущение безысходности и неотвратимости такой модели существования человечества является следствием в первую очередь взглядов тех людей, кто сегодня контролирует эти важнейшие инструменты. Успешный блогер Юрий Дудь искренне считает такое мироустройство справедливым и транслирует свою позицию миллионам русскоязычных подписчиков. Делает это качественно и убедительно.
Понятное дело, что авторский взгляд – это ещё не приговор и однополярный мир существует лишь в умах его адептов. Мир уже давно не такой, каким его хотели видеть идеологи неолиберализма в начале 2000-х. Но то, что мы все находимся в интеллектуальной западне всего этого раздутого "величия", – однозначно.
Выстроена схема утечки высококлассных специалистов исключительно для того, чтобы Марк Цукерберг, Илон Маск, Сергей Брин и другие цифровые олигархи получили больше власти над миром . Фото: Tesla Motors/Globallookpress via ZUMA Press
Нравится нам это или нет, но весь XX век нам, русским и другим народам, оказавшимся в "Восточном блоке", через массовую культуру и образ "запретного плода" навязывали идею о том, что только в западных странах и есть нормальная жизнь. Это не что иное, как колоссальный пропагандистский успех наших оппонентов. Но и не более того.
Берлинской стены и железного занавеса нет уже более тридцати лет, а средний житель постсоветского пространства в массе своей продолжает тайно желать "перепрыгнуть" через Берлинскую стену и оказаться среди Людей. Правда, те, кто это сделал, довольно быстро понимают, что разницы особой нет и всё это – скорее наши комплексы, чем реальное положение вещей.
Гораздо важнее, что у нас и на других крепнущих полюсах многополярного мира продолжают пресекаться попытки суверенизации сознания и его технического сопровождения. Разговоры о необходимости создания собственной операционной системы для мобильных устройств и компьютеров идут в России уже больше десятилетия. И каждый раз попытка выйти на широкого потребителя сталкивается с огромным количеством противоречий – внешних и внутренних. Некоторые специалисты утверждают, что в России и ряде других стран работают серьёзные лоббисты, которые не допускают создания независимой платформы, неподконтрольной США. Помимо этого регулярному давлению подвергаются и производители железа. Все мы помним беспрецедентный удар, который был нанесён по китайскому гиганту Huawei. Компания оказалась фактически отключена от всех сервисов Google, что привело к сокращению количества клиентов и стало своеобразной угрозой-предупреждением для остальных, кто вдруг вздумает взбунтоваться.
Китай искренне пытается идти по суверенному пути, но цивилизационные особенности вряд ли позволят им выйти за пределы своего ареала обитания. Да и важнее даже не технические решения, а сама идея, альтернатива миропорядку, который успешно продвигается через сложившуюся систему.
И вот тут снова можно сказать, что под силу это лишь русским. Народ, создавший такую великую культуру в XIX веке и такую великую науку в XX веке, пожалуй, единственный, кто может бросить вызов нынешнему положению вещей. Многие собеседники Дудя готовы вернуться домой, о чём открыто говорится и в самом фильме. Важно лишь понимать зачем. Бездумно копировать то, что создаётся в Кремниевой долине, они не будут, так как занимаются созданием оригинала.
А вот если наши власти отбросят колониальное мышление, решат создать действительно суверенную альтернативную картину мира и привлекут под это серьёзные ресурсы, которые не будут разворовываться (да, звучит как фантастика, но нам под силу и это), то есть шанс, что наша звезда загорится на мировом небосводе ещё ярче прежнего. Так уж вышло, что мы не пригодны ни для чего, кроме величия. Хватит ли духа рискнуть? Хотелось бы верить.