В преддверии Великой Победы в городе-герое Ленинграде транспортные полицейские присоединились к акции "Я помню! Я горжусь! Служу России!"
Моё знакомство с Игорем Михайловичем Морштейном произошло на профилактическом мероприятии. Накануне транспортные полицейские организовывали для студентов патриотическую акцию, на которой и попросили выступить ветерана. Многим позднее я узнал, что этот всеми уважаемый человек является дедушкой начальника Санкт-Петербург – Витебского линейного отдела МВД России на транспорте подполковника полиции Сергея Жукова.
Удивило меня то, что после стольких лет жизни в памяти Игоря Михайловича не угасли воспоминания той страшной войны, которая в одночасье изменила всю его судьбу.
Свой рассказ ветеран Великой Отечественной войны начал с юношества. Тогда он был 14-летним, подающим большие надежды, скрипачом и готовился к Всесоюзному конкурсу молодых талантов. Предполагалось, что те, кто пройдет отборочный этап, в августе 1941 года поедут на финальный концерт в Москву. Но 22 июня полностью перевернуло всю его жизнь.
«В августе вместо поездки в Москву нас собрали в Ленинградском дворце пионеров, где решался вопрос об эвакуации, - рассказывал Игорь Морштейн. - Консерваторию и музыкальную школу эвакуировали в Новосибирск, а я остался с родителями в Ленинграде. Папа и мама не верили, что война может надолго затянуться, и были настроены очень оптимистично. Они не догадывались, что впереди у нас будет настоящий ад - голод и холод блокады...».
Отец в августе 1941 года ушел в народное ополчение, не предполагая, в каких тяжелых условиях будет жить его семья в блокадном Ленинграде. Мать умерла в конце 1942 года, и Игорь Михайлович до сих пор не знает, где она похоронена.
Оставшись без родителей, юноша не сидел без дела. Он дежурил на крышах и гасил зажигательные бомбы, участвовал в восстановлении блокадного города, на заводе «Арсенал» собирал автоматы, но больше всего ему в память запало, как он искал детей-сирот. В составе комсомольской бригады ходил по квартирам и искал, есть ли при мертвых родителях живые дети. Однажды он нашел малыша, который пытался сосать грудь уже умершей матери...
В ноябре 1943 года 16-летнего Игоря призвали в армию. Его с другими мальчишками из Ленинграда отправили в Токсово, в 47-й артиллерийский полк. «…Поначалу нас не столько учили, сколько откармливали. Мы ведь были настолько слабы и истощены, что не могли даже винтовку нормально в руках держать...» - вспоминал ветеран.
В январе 1944 года после принятия присяги его вместе с товарищами в составе знаменитого 30-го корпуса генерала Симоняка отправляют в наступление для полного снятия блокады Ленинграда. После прорыва блокады и освобождения Красного Села, дивизия Игоря Морштейна участвовала во взятии Кингисеппа, Нарвы, освобождала Таллин.
После войны Игорь Михайлович продолжил военную службу, правда уже не артиллеристом, а связистом, и демобилизовался лишь в 1954 году.
О том, чтобы через столько времени вернуться к карьере музыканта, уже речи быть не могло. Руки музыканта после постоянной тяжелой работы огрубели, в пальцах уже не было прежней пластичности. Для участия в армейской самодеятельности сойдет, но для профессиональных конкурсов музыкантов - нет.
Однажды Игорь Морштейн встретился со своим бывшим учителем по скрипке. Тот поначалу не узнал в статном военном, на груди которого были боевые медали: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орден Отечественной войны II степени, своего ученика. Но, вспомнив талантливого юношу, предложил не бросать музыку и заняться восстановлением рук.
Однако, Игорь Морштейн отказался, ведь ему надо было кормить семью. Зато на заводе «Арсенал», где он в блокаду собирал автоматы, как раз требовались рабочие. Так Игорь Михайлович стал металлургом, о чем, кстати, не жалеет. Он уверен, что способный и трудолюбивый человек нигде не затеряется.
Потом, продолжая работать на заводе, закончил вуз, аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и в итоге стал начальником крупного металлургического цеха.
Много преподавал, разрабатывал новинки и при этом работал на производстве. Игорь Морштейн один из тех рабочих, кто делал отливки для мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы в Московском районе Северной столицы.
И сейчас, оглядываясь назад, с высоты своего жизненного опыта ветеран дает совет современной молодёжи: «Не жалейте об упущенных возможностях. Если судьба закрыла для вас один путь, то целеустремленный человек всегда найдет другой…».