Коронавирус приковал к земле: испытатели Ту-160М просто не могут добраться до самолетов
Оборонщики Татарстана о месяце самоизоляции: извращенный федерализм, странное поведение минобороны, алчные банкиры
Экипажи испытателей Ту-160М не могут попасть на Казанский авиазавод — «коронавирусные кордоны» не пускают. По причине же пандемии может быть перенесена закладка первых российских вертолетоносцев, ответственность за которые несут зеленодольские корабелы. Но это все технические сложности — печальнее другое: татарстанские оборонщики рассказали «БИЗНЕС Online», что в пиковые дни самоизоляционного паралича производства об ОПК, по сути, забыли.
КОРОНАВИРУС ДЛЯ МИНОБОРОНЫ НЕ ФОРС-МАЖОР
Испытания по программе Ту-160М сдвинулись из-за пандемии коронавируса, рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к минобороны РФ источник.
Во-первых, экипажи (а они состоят из московских летчиков) не могут попасть на Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ): ограничения для иногородних обязывали до недавнего времени всех приезжих изолировать на 14 дней, особенно резидентов Москвы, Московской области и Петербурга. Во-вторых, приехать не могут не только летчики, но и представители поставщиков новых систем самолета — присутствие этих людей требуется для подготовки к испытаниям и во время полетов. «У абсолютного большинства смежников действуют внутренние запреты на командировки — в связи с необходимостью пользоваться самолетами и поездами, не говоря уже о риске задержания и изоляции в пункте прибытия, — говорит источник. — С прошлой недели начались послабления (прибывающие обязаны быть под постоянным медицинским контролем), но они не снимают самоограничений, которые действуют на самих предприятиях-поставщиках в части командировок».
В-третьих, по тем же причинам КАЗ столкнулся и с задержками в пусконаладке поступившего по программе модернизации предприятия технологического оборудования — его должны были смонтировать работники иногородних организаций. «В целом завод за последние три недели пачками получал письма от поставщиков о наступлении форс-мажорных обстоятельств и невозможности исполнения своих обязательств в договорные сроки», — обрисовал ситуацию источник.
«БИЗНЕС Online» предложил руководству «Туполева» прокомментировать эту информацию. «В создавшихся условиях ПАО „Туполев“ предпринимает все меры по безусловному выполнению гособоронзаказа», — ответила пресс-служба предприятия.
В последние дни подобные заявления едва ли не разом сделали многие крупные оборонные компании. Причина, как видится, в достаточно жесткой «разъяснительной работе», проведенной главным заказчиком — министерством обороны, которое, похоже, решило уйти в отрицание коронавируса. Во всяком случае, так можно понимать разосланное оборонному директорату страны письмо за подписью руководителя департамента МО по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) Андрея Вернигоры (кстати, нередкого гостя в Татарстане).
«Информирую об отсутствии в минобороны России источников покрытия расходов, связанных с приостановкой деятельности предприятий в условиях распространения коронавирусной инфекции, — говорится в письме (копия есть в распоряжении редакции). — Одновременно сообщаю, что сложившаяся ситуация не является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором) и не освобождает предприятия от качественного и своевременного исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу на 2020-й и плановый период 2021 и 2022 годов, а также не должна привести к увеличению их цены».
«ЛОПАЮТСЯ ЖЕ ОТ ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ НИКОМУ НЕ ДАЮТ!»
По всей видимости, письмо — реакция на попытки коронавирусных «бунтов». К примеру, законодательно оформить отсрочку исполнения гособоронзаказа попросили нижегородские оборонщики. Они уверены, что не уложатся в сроки даже в авральном режиме, когда коллективы выйдут на работу в полном составе.
Такая точка зрения находит поддержку у большей части татарстанского оборонного директората. «Мы комплектуемся заблаговременно, и на конец прошлого года на складах уже 80% необходимого было, и авансы нам своевременно пришли, — говорит один из местных промгенералов. — Да, есть пара поставщиков по элементной базе, которые всех держат в напряжении, но ничего критичного: реально мы стояли неделю и это вполне можно до конца года нагнать — за счет суббот, воскресений, праздничных дней… Однако так, конечно, не у всех — многим приходится комплектоваться с колес, вот им сейчас реально тяжело — после простоя еще не все производства в стране запустились».
Речь идет о проблеме взаимодействия в кооперационных цепочках. Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент Ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев, некоторые цепочки просто замерли и раскрутить их после более чем недели самоизоляционного простоя (с 30 марта по 10 апреля предприятия, по сути, не работали) весьма сложно. Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Восстанавливать такие связи очень трудно, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Это может существенно сместить вправо производственные циклы по выполнению ГОЗа». Любопытна ремарка одного из татарстанских директоров: по его словам, некоторые оборонные предприятия в стране встали из-за возрастных коллективов — немало сотрудников 65+.
«Деньги потихоньку пошли, но мало: на конец апреля — только десятая часть от плана поступления, — говорит другой топ-менеджер. — От многих партнеров приходят письма, что они приостановили деятельность. Это понятно — у кого есть заначка, бережет для выплаты зарплаты. Я тоже — чтобы люди не вышли на улицу, не уволились. А в налоговую, фонды разошлю письма, что поступления денег нет, так что не штрафуйте. Все равно, конечно, будут штрафовать… Вообще по факту на дворе форс-мажор и чрезвычайная ситуация со всеми вытекающими, но государство делает вид, что все просто какая-то самоизоляция. О компенсациях за простой никто не говорит. И кредиты с предприятий никто не снимал. Поверьте, день в день и банки придут за кредитом, и налоговая. Вот письмо от „Центробанка“: никаких просрочек не допускать. Банкиры могли бы перенести заводам взыскание кредитов — разве они потеряют что-то? Лопаются же от денег, которые никому не дают! Поразительно! И, что обидно, проверять и наказывать нас придут те, кто в жизни копейки реальным трудом не заработал, кто регулярно, два раза в месяц, независимо от кризисов, получает гарантированную зарплату!.. Правительство должно предпринять какие-то меры — подстраховать по кредитам, зарплате, налогам, коммунальным платежам. Но пока единственное — дали отсрочку обязательств на дни с 30 марта по 10 апреля: если на нас подадут в суд, то эти 10 дней мы сможем исключить из штрафов пеней, неустоек и так далее».
«НЕЛЬЗЯ ВОПРОСЫ ОПК ОТДАВАТЬ НА ОТКУП МЕСТНОЙ ВЛАСТИ»
Возможно, реакция оборонщиков не была бы столь острой и пессимистичной, если бы не одно примечательное обстоятельство — с конца марта и до 10 апреля о них словно забыли. Мураховский негодует, что директоров предприятий в сложной ситуации оставили один на один с проблемами. Татарстанские директора, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», дружно заявили об отсутствии в эти дни хотя бы рекомендаций от профильных федеральных министерств — обороны и промышленности, а также местной власти. «Выяснилось, что у нас нет единого центра руководства промышленными предприятиями, ведь всё сбросили на регионы, — говорит один из них. — Понятно, что ситуация везде разная, но нужна ведь и глобальная координация, а было только ежедневное требование отчета о том, как мы обеспечены масками и дезинфицирующей жидкостью».
Как говорит один из наших собеседников, президент РТ Рустам Минниханов со старта режима самоизоляции склонялся к тому, чтобы разрешить местным предприятиям ОПК работать (конечно, с соблюдением жестких требований эпидемиологической безопасности), но решения на бумаге долго не было (оно появилось только 10 апреля). Почему? Ведь еще 2 апреля Владимир Путин в обращении к стране прямо заявил, что главы регионов получат дополнительные полномочия и будут сами решать, какой режим вводить для борьбы с коронавирусом. Но, как указывает наш собеседник, возложив на субъекты РФ ответственность за контроль над распространением коронавируса, им не дали соответствующих полномочий и средств. Эдакий извращенный федерализм. А еще поставили в двусмысленное положение: возобновить работу заводов означает для региона взять на себя ответственность за возможную вспышку в этих коллективах эпидемии коронавируса; запретить ОПК-предприятиям работу — значит впоследствии пойти соответчиком в делах по срыву ГОЗа. Вот и получается, что, руководствуясь вполне понятной перестраховочной логикой, ни да, ни нет местные власти сказать не рисковали.
Лишь 6 апреля Министерство промышленности и торговли РФ разослало высшим должностным лицам субъектов РФ письмо за подписью Дениса Мантурова. Главная мысль послания: для недопущения разрывов производственных цепочек и безусловного выполнения государственного оборонного заказа обеспечить с 4 по 30 апреля бесперебойную работу промышленных предприятий.
«Да, министр написал письмо главам регионов с просьбой, но это не тот уровень! — объяснил ситуацию Мураховский. — Надо было, по меньшей мере, правительственное постановление выпускать. Да и почему министр написал это письмо? Потому что в этот же день на коллегии минобороны по поводу выполнения гособоронзаказа весьма резко высказались. Если бы не это, никакого письма бы и не было».
По словам Мураховского, происходящее трудно понять. «В правительстве России есть вице-премьер, отвечающий за отрасль, есть министр промышленности, но при этом централизованное управление утрачено, — недоумевает он. — Нельзя вопросы ОПК отдавать на откуп местной власти. Комплекс-то экстерриториальный, а тут, свалив решения на губернаторов и самих директоров, этот принцип экстерриториальности порушили. В итоге, стали рваться производственные цепочки. На мой взгляд, это серьезная ошибка правительства».
«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО, КАК В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА, ВСЁ ДЕЛАТЬ У СЕБЯ»
Любопытно, что некоторых нынешняя критическая ситуация заставила переосмыслить производственный процесс и поностальгировать о советском прошлом. «Какое счастье, что во времена, когда кругом кричали об аутсорсинге, требовали побольше отдавать на откуп малому и среднему бизнесу, мы на это не пошли, — говорит один из директоров. — А сейчас такое ощущение, что желательно вообще уходить от аутсорсинга и, как в советские времена, всё делать у себя. Да, сегодня кое-что экономически нецелесообразно производить, но как же правильно, что некоторые участки сохранили — при таких потрясениях все равно риски меньше».
Другой топ-менеджер вспомнил еще один момент из советских времен: «Сегодня основной риск — общественный транспорт, который работает в режиме субботы, а потому автобусы набиты! Вот что надо было обеспечить в первую очередь. А в советское время работники жили в пешей доступности от заводов — что 22-го, что 16-го, что „Электроприбора“ и других. Садики — тоже поблизости: идет работница на завод — завела ребенка. Логично все было и минимум нагрузки на общественный транспорт…»
Как уверены директора, на многих предприятиях срок исполнения ГОЗа неизбежно сдвинется. Будут ли санкции со стороны минобороны? «В последнее время это запросто: чуть день просрочил — давай, считай штрафы, — говорит один из топ-менеджеров». Но в данном случае, по его мнению, из-за очевидности ситуации будет негласное указание смотреть на изменение сроков сквозь пальцы. По его словам, всё окончательно прояснится в июне, когда будут подводить промежуточные итоги ГОЗа-2020 и формировать его на 2021-й.
Добавим, что на июнь же, судя по всему, сдвигается, еще один знаковый для Татарстана оборонный проект — закладка универсальных десантных кораблей (УДК), которая, по известным данным, должна была состояться 9 мая на керченском заводе «Залив» в присутствии Путина.
По словам источника «БИЗНЕС Online» в судостроении, закладку перенесут, предположительно, на июнь. «Просто потому, что хотели заложить в присутствии президента, но как это теперь сделать — в костюмах химзащиты, соблюдая дистанцию, прикурутят закладную табличку?! — говорит он. — Смешно будет выглядеть, ведь событие действительно важное. И потом, закладка же приурочена, в первую очередь, ко Дню победы, который смещается, поэтому логично и сместить и ее».
«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать эту информацию генеральному директору АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» Ренату Мистахову. «Дата закладки находится на этапе согласования, — обтекаемо ответил он. — Хотя и завод, и проектировщик на 100% завод готовы к этому — огромная работа проведена». По его словам, на этот же день запланировано и подписание самого контракта на строительство вертолетоносцев. «Но мы не простаиваем, — добавил Мистахов. — Не ожидая контракта, ЗПКБ (Зеленодольское проектно-конструкторское бюро — проектировщик УДК, входит в орбиту СК «Ак Барс» — авт.) совместно с корпорацией отрабатывает техпроект и комплектацию — каждый день дистанционно проводим совещания по тому или иному оборудованию — уточняем технические моменты, сроки, стоимость, чтобы во второй половине этого года провести все торги».