Иркутяне-фронтовики: Василий Литвинов – от Ельни до Берлина
Василий Михайлович – человек с крепкими корнями. Недаром на качугской земле стоит, служит людям дом, построенный его отцом в 1915 году. Василий родился здесь в 1923-м. Через годы пронес он – сибиряк, солдат, труженик – оптимизм и доброту, интерес к жизни и людям.
Детей в семье, крестьянствовавшей в одноименной, можно сказать, деревне Литвиновой, было пятеро. Отец, Михаил Игнатьевич, отказался вступать в колхоз, сдал туда все свое хозяйство, и в 1929 году они уехали в Иркутск. Там глава семьи работал в Доме крестьянина, потом – на строительстве Ангарского моста (сейчас его официальное название – Глазковский). Но отказ от участия в коллективизации старшему Литвинову не забыли: через какое-то время его выслали в Тулун, на лесозаготовку, а потом в Бодайбинский район. До прииска Громовского добирались два месяца. Там Василий пошел в третий класс, а после седьмого устроился разнорабочим при шахте, а потом и в шахту на прииске Апрельском. В Красную армию был призван ровно через год после начала войны, 19-летним парнем.
1945 год. Василий Литвинов с однополчанами (он справа) у памятника кайзеру Вильгельму в Берлине
Службу начал на 77-м разъезде (сейчас станция Безречная) Забайкальской железной дороги в Оловяннинском районе, Читинской области (ныне Забайкальского края). Несколько месяцев учились военной науке там и потом в Челябинской области, а затем новобранцев перевезли в Тульскую область. Там сформировали 57-й артиллерийский полк 21-й армии. Как вспоминает Василий Михайлович, поначалу молодые бойцы были уверены, что вот доедут, быстро победят фашистов и вернутся домой… Даже страх-то чувствовать 18–19-летние мальчишки еще толком не умели. Первый бой, в котором участвовал Василий, состоялся у города Спас-Деменска в Калужской области. В этом же 1943 году на фронт призвали его отца, и вскоре Михаил Игнатьевич погиб. Семье так и не удалось узнать, где находится общая солдатская могила, где он покоится.
А сын его Василий после боевого крещения воевал в Смоленской области. В конце августа участвовал во втором освобождении Ельни. Имя этого маленького городка стало символом наступления наших войск. Завоевание Ельнинского плацдарма в 1941 году было одной из первых побед советского оружия в Великой Отечественной войне. Впоследствии, снова заняв Ельню, немцы превратили ее в опорный пункт обороны на Смоленском направлении. За два года своего хозяйничанья там фашисты превратили эти места в сплошную сеть укреплений...
Не доходя до Смоленска, Василий Литвинов был ранен. После госпиталя попал на 1-й Белорусский фронт – в 814-й артиллерийский полк 274-й дивизии 31-й армии, где стал служить связным штаба. Был и разведчиком. Освобождали Западную Украину, города Радом и Лодзь в Польше, занимали Сандомирский плацдарм, наступали до Одера… Василий Михайлович немногословен и перечисляет этапы своего боевого пути коротко. Но красноречивы строки в наградных листах. Читаем один из них. Красноармеец Литвинов Василий Михайлович «в боях за Родину под сильным минометным и артиллерийским огнем неоднократно доставлял быстро и без промедления оперативные приказы штаба…». Награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «За взятие Берлина»...
Да, полк Василия Михайловича одним из первых вступил в почти разрушенный Берлин. Это случилось 2 мая. Литвинов вспоминает, как в четыре утра темноту разорвали мощные прожектора, заговорили катюши, потом полетели самолеты: «Для нас Победа наступила именно после того боя. Позже, 9 мая, сообщили о капитуляции».
Литвинову суждено было остаться в Берлине надолго. Он до сих пор может вполне сносно изъясняться по-немецки. Вспоминает, что местные жители их не боялись, относились, можно сказать, приветливо. А вот союзники, американские солдаты, с которыми доводилось сталкиваться, в том числе в автобусах, запомнились отстраненностью. Кстати, командир Василия Литвинова, Иван Илларионович Фоминых, участвовал в знаменитой встрече на Эльбе в апреле 1945-го.
В Берлине Василий Михайлович служил два года. Фоминых даже доверил ему привезти его супругу из Ферганы. А в 1947 году Литвинов вернулся домой, где ждала и его судьба. Добирался по узкоколейке. На станции первой, кого увидел, была мама… В доме совсем не было еды, и Василий отправился за полагавшимся ему военным пайком. Уже на третий день начал работать в шахте – заменил отца, стал кормильцем семьи.
Вскоре после возвращения парня познакомили с его ровесницей Евдокией, которая с 1941 года работала тут же, на прииске, учетчицей. Труд был ответственный: все добытое золото отправлялось на военные нужды, и учет вели особенно строгий. Она родилась в Киренском районе, но после раскулачивания с родными переехала в Бодайбинский. Девушка рано, в двенадцать лет, потеряла мать, младшие дети в семье были на ней, и она умела все – шить, вязать, отлично готовила. В 1948 году сыграли свадьбу. Прожили в любви долгие 65 лет. Родились трое детей: сыновья-погодки и любимая дочка. Татьяна Васильевна рассказывает:
– Родители жили дружно. Папа много работал. Сначала на шахте, потом на буровых в геологоразведке, горным мастером, потом директором известного в Бодайбинском районе Апрелевского отделения совхоза. Да и на пенсии трудился до 75 лет на местном авиапредприятии. У нас и дома было большое хозяйство. Удивляюсь, как у папы и мамы на все хватало сил и времени. Правильные люди и замечательные родители. Собирались по праздникам с семьями друзей, накрывали общий стол, пели, плясали. Бывшие фронтовики умеют радоваться жизни...
Василий Михайлович сейчас живет в Иркутске. Он принимал участие во всех встречах однополчан, в Москве, Казани, Запорожье, пока позволяло здоровье. Для ветерана они больше чем друзья – это близкие люди, которые живут в его памяти. Он вспоминает всех перед 75-летним юбилеем Победы…
Светлана Аверина, «Байкальские вести», для ИА «Альтаир»Фото из личного архива Василия Литвинова