Жители СВАО поделились историями своих предков-героев
В преддверии Дня Победы «ЗБ» пообщался с теми, кто планирует присоединиться к «Бессмертному полку» в онлайн-формате
В этом году из-за ограничений в связи с коронавирусом традиционная акция «Бессмертный полк» пройдёт онлайн. Жители СВАО собираются по традиции стать ее участниками и в преддверии Дня Победы поделились с «ЗБ» историями своих предков-героев.
Фёдор Дурнов переводил Пушкина на мордовский
Десятилетняя Екатерина Наботова из района Северный каждый год принимает участие в акции «Бессмертный полк» — в память о прадеде Фёдоре Савватьевиче Дурнове.
— Он из Мордовии, работал учителем в селе Алькине, — рассказывает девочка. — Началась война, и он ушёл на фронт добровольцем, тогда ему было 20 лет. Погиб в мае 1944 года на берегу Днепра.
Несмотря на молодость, Фёдор был прекрасным поэтом: переводил на мордовский язык Пушкина, Лермонтова, Плещеева… В 17 лет по рекомендации райкома комсомола стал литературным сотрудником ковылкинской районной газеты «Знамя Ленина». На войне читал свои стихи однополчанам, подбадривая их. В Мордовии, в селе Парапине, где он родился, его именем названа улица.
Перед смертью Фёдор Дурнов успел дать сыну Александру, отцу мамы Екатерины, наставления, которые прислал в письме с фронта. Это письмо бережно хранится в семье героя.
Ушёл из сердца моего покой.
Сын мой, иду опять я в бой.
В цветенье вишни у далёкого села
Весна на Украину вновь пришла.
Мой сын. Мой Александр, расти большим,
Будь твёрдым, как алмаз. Мы победим.
И расцветай, как яблоня в саду.
Не за твою ль весну я в бой иду?!
Я слышу гром его. Тропинка под ногой
Искромсана металлом. Рядом бой.
И рядом с нами Днепр течёт седой.
Мой сын, отец уходит снова нынче в бой.
Так знай же: Пусть горит твоя звезда,
В бою отец не трусил никогда.
1944 год (Перевёл с мордовского А.Немов)
Николай Бугров погиб после победы
Житель Останкина Владимир Бугров видел своего отца только один раз в жизни — тогда Володе было всего четыре года. Отец-танкист приехал домой на побывку. Старший лейтенант Бугров погиб после победы.
— Николай Иванович — кадровый военный, воевал ещё в Финляндии, — рассказывает сын фронтовика. — Я только родился, когда он приехал получать орден Красной Звезды. И из Москвы — сразу на фронт, уже на Западный. Потом были плен, побег, партизанский отряд. Погиб осенью 45-го под Магдебургом, ведь схватки с недобитыми фашистами ещё продолжались.
Владимир Николаевич и его дочь Анна помнят отца и деда. Анна даже написала дедушке письмо, в котором говорит, что воспоминания о нём поддерживают её в трудную минуту.
Шараф Кинзягулов защищал Крым
Единственное фото в военной форме осталось на память об отце у Нурии Кинзягуловой, жительницы улицы Лётчика Бабушкина: он сфотографировался ещё перед войной, когда проходил службу в Армении. Шараф Кинзягулов — уроженец Башкирии, работал учителем, был мобилизован. Стал сержантом горно-стрелковой дивизии.
— Папа принимал участие в знаменитом Судакском десанте при обороне Крыма, — рассказывает Нурия Шарафовна. — Солдат высадили в море, на берегу — мины… 12 суток в январе, в мокрых шинелях они вели бой. Командир полка принял решение: отходить к партизанам. А мой папа — он тогда командовал отделением — прикрывал отход. Ранение, плен, фашистские лагеря. После освобождения в 1945 году работал в Кемеровской области, потом вернулся в Башкирию. И до самой смерти работал сельским учителем.
Шараф Кинзягулов удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени. Награда хранится у младшего сына Амира в Башкирии. Нурия вместе с дочерью Гульнарой всегда принимает участие в акции «Бессмертный полк».