Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Май
2020

Этот день мы приближали, как могли!

«В тот день в Москве никто не мог усидеть дома»
Житель Северного Тушина Юрий Николаевич Транквиллицкий во фронтовой разведке оказался после офицерских курсов в 18 лет — и сразу командиром взвода. Боевое крещение принял в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Был тяжело ранен под Витебском.
— Я тогда получил пять осколочных ранений. Один попал в грудь, другими перебило правую руку, половину бицепса просто вырвало. Рука была чёрная и неподвижная целый год, я её даже поднять не мог, — рассказывает он.
Из госпиталя Юрий Николаевич вышел в 1945-м с инвалидностью. Победу встретил в Москве. Как вспоминает ветеран, всеобщее ликование настолько захватило, что оставаться дома было невозможно.
— Победа! 9 мая 1945 года трещали и мои рёбра в восторженной толчее на Красной площади. Да, я был среди ликующих, орущих, возбуждённых и радостных людей, которые шумной толпой шли в центр Москвы, тогда — центр Вселенной, — говорит он.
Среди наград фронтовика — орден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За отвагу», три медали «За освобождение Белоруссии».
«За Победу выдали фронтовые 100 грамм»
Председатель окружного Совета ветеранов Виктор Владимирович Семёнов попал на фронт в самом конце войны. Шестнадцатилетнего добровольца направили в состав 3-го Белорусского фронта, уже дошедшего до Восточной Пруссии. Там он оказался в пехоте, участвовал во взятии Кёнигсберга.
— Когда Кёнигсберг взяли, продолжились местные бои по зачистке территории. Остатки немецких отрядов прятались в лесах и нападали на наших, поэтому часть войск не пошла дальше с фронтом, — рассказывает он.
Все чувствовали, что до Победы — считанные дни, и всё же известие о ней прозвучало как гром среди ясного неба.
— 9 мая 1945 года скомандовали: «Рота, подъём!» и всё. А команд «Тревога!» или «В ружьё!» нет. Непонятно и непривычно. Глянули в окно — а там все обнимаются, кричат, стреляют в воздух. Стреляли до последнего патрона. А потом даже 100 грамм выдали, чего давно уже не было, — вспоминает ветеран.
Среди наград Виктора Семёнова — орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Узнав о Победе, раненые прыгали на кроватях
Житель Покровского-Стрешнева Виктор Анатольевич Курдо ушёл на фронт семнадцатилетним юношей. Он был направлен под Ленинград, участвовал в прорыве и снятии блокады города на Неве. А в 1944-м, окончив курсы младших офицеров, в качестве командира пулемётного взвода освобождал Таллин и Польшу. При форсировании Одера был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

По воспоминаниям ветерана, самые ожесточённые бои были в марте 1945-го под городом Нейсе, на границе Польши и Германии.
— В одной из атак из пяти командиров батальона остался один я. Был вынужден вести в атаку своих солдат. А их осталось не больше 25. Осколками меня ранило в спину и в ногу. Я упал в воронку и начал отстреливаться, — говорит он.
День Победы Виктор Анатольевич встретил в госпитале.
— Ближе к вечеру по поднявшемуся шуму мы поняли, что война закончилась. Девчонки-медсёстры кричали: «Мы победили!» — вспоминает он. — Что тут началось! Искалеченные, переломанные солдаты прыгали на своих кроватях. Кто мог — повскакивали, кинулись обниматься.
«9 мая 1945-го мы на радостях поженились»
Вера Ивановна Эйдельнант из Строгина начало войны встретила выпускницей школы медсестёр и медицинских лаборантов. Восемнадцатилетнюю девушку сразу же мобилизовали в Красную армию. В звании старшины медслужбы полевого госпиталя она участвовала в сражении на Курской дуге, прошла по фронтовым дорогам Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. А в 1944 году встретила своего будущего мужа — хирурга Бориса Исааковича.
— Он ампутировал раненому ногу. Я не выдержала и стала падать в обморок. Последнее, что услышала: «Уберите её». Вот так мы познакомились, — улыбается ветеран.
Победу Вера Ивановна встретила в Венгрии.
— На рассвете проснулись от криков и стрельбы. Сначала испугались, подумали, что на нас напали. Оказалось — Победа! Борис работал в соседнем госпитале, а ко мне приходил на свидания. В этот день он прибежал и сразу предложил пойти пожениться. Мы расписались в полковой книге, — вспоминает она.
Официально супруги Эйдельнант сыграли свадьбу через несколько месяцев в белорусском городе Могилёве. Но всю жизнь отмечали её годовщину 9 мая.
«О капитуляции Германии узнал в небе над Кёнигсбергом»
В числе наград жителя Строгина Александра Андреевича Лисова — орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

На фронт он пошёл добровольцем в 17 лет, шёл 1943-й. После короткого обучения был зачислен стрелком в экипаж бомбардировщика Ил-4 1-го Белорусского фронта. Принял участие Лисов и в штурме Берлина.
— 30 апреля в бою участвовали 4 тысячи наших самолётов, целая волна двигалась по небу, — вспоминает ветеран.
О падении столицы Третьего рейха лётчики узнали 2 мая, уже вернувшись на аэродром в Польше.
— Нас разбудили на рассвете. Взятие Берлина означало для всех — Победа! Сон как рукой сняло: мы кричали, обнимались, стреляли из пулемётов, — вспоминает Александр Андреевич. Однако ещё оставались вражеские «мешки», которые требовали зачистки.
Совершая боевой вылет над Кёнигсбергом 9 мая, Лисов по рации узнал о подписании Германией Акта о безоговорочной капитуляции. По его словам, в этот день в полку снова праздновали победу




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Камбэком обернулся матч Елены Рыбакиной против Арины Соболенко






«Разве это не чудо - спасти чью-то жизнь?» ТВ-3 со звёздами начинает совершать «Новогодние чудеса» для детей с пороком сердца

Россиянам с ограниченным бюджетом рекомендовали ЗПИФы для вложений в 2025 году

Сергей Собянин: Более 20 офсетных контрактов заключила Москва за восемь лет

Дом-музей Станиславского представит выставку «Импрессионисты русской сцены»