ГЕРОИ — ЭТО ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ И ОНИ СРЕДИ НАС
Спецпроект
АНДРЕЙ
ШИМАНОВ
«Не надо нас жалеть! В этой сборной я чувствую себя здоровым»
История Андрея Шиманова – человека, родившегося с детским церебральным параличом, но ставшим чемпионом Европы в составе паралимпийской сборной России по футболу.
Когда Андрей появился на свет, врачи поставили ему страшный диагноз — детский церебральный паралич. ДЦП поражает руку и ногу либо на одной стороне тела, либо ассиметрично. При таком заболевании крайне сложно бегать.
Родители мальчика рук не опустили, посчитав, что сын должен жить полноценной жизнью. Футбол — детское увлечение Андрея. Несмотря на недуг, мальчик всегда стремился не отставать от сверстников.
– С малых лет любил играть в футбол, — рассказывает Андрей.
Бегали, прыгали. (Смеется.) Старался не отставать от сверстников. Нужно было как-то себя развивать физически. Родители – молодцы, верили в меня. Они дали мне воспитание и, если хотите, амбиции. Понимали, что футбол – то дело, которое приносит мне удовольствие. Вообще я с детства симпатизирую «Спартаку». У меня дедушка и отец болели за красно-белых. Кумиры? Нет, таких, наверное, у меня не было. Единственное – уже потом равнялся на более старших футболистов паралимпийской сборной. Это Иван Потехин, Тумаков Алексей, Лаша Мурванадзе. Очень опытные ребята.
В Туле пока нет условий для инвалидов-футболистов. А в Москве такой центр существует с 1994 года благодаря замечательному тренеру Автандилу Барамидзе. Жизнь Шиманова изменила победа подопечных Барамидзе на Паралимпиаде в Лондоне-2012.
— Когда ребята победили на Играх в 2012 году, их показали по телевизору.
Вот тогда я и загорелся идеей оказаться в сборной, развиваться как футболист. Написал главному тренеру Автандилу Михайловичу на почту, — вспоминает Шиманов. — И что же вы думаете? Он мне прислал ответное письмо, оставил свои контактные данные. А, даже не так! Сам мне позвонил, пригласил на просмотр! Я приехал, прошел тренировки, сборы. Получается, подошел. Возможно, тренеры во мне что-то увидели. Они вообще с первого взгляда могут определить, кто на что способен.
В итоге Андрей в 2013 году решился на переезд в Москву. Здесь началась настоящая работа, пахота.
Особенность тренировочного процесса для людей с таким заболеванием заключается в том, что здесь не нужно развивать слабые стороны (пораженные или руку). Акцент делается на сильных качествах игрока, козырях, тогда и остальные аспекты подтягиваются.
— Тренируемся пять раз в неделю, — замечает Андрей. — Когда сборы — по два занятия в день. График довольно плотный. Но иначе нельзя!
— Если возникает пауза в тренировках, мышцы «забывают» какие-то вещи. И приходится все заново учить… Нам необходимо регулярно повторять упражнения, оттачивать мастерство, — рассказывает Шиманов.
— Мы понимаем, что это наш хлеб. У кого-то дети, жены. Нам нужно свои семьи кормить.
Так что никто тут не ропщет. В моем случае простой длительностью в месяц сказывается на игре, на выполнении элементов. Конечно, поначалу нам было всем тяжело физически. Заболевание такое… Сами понимаете… У кого-то ноги не до конца работают, у кого-то руки… Я тренирую рабочую ногу. Знаете, приходится некоторые упражнения делать очень много раз. Годами повторяем элементы, чтобы не забыть…
Уточняем у Андрея, сколько раз нужно повторять один и тот же футбольный элемент.
— И все равно потом можешь забыть его. У меня же только одна нога рабочая… Задача довести какой-то технический прием до автоматизма. Бывает, сильно устаем. Занятие длится больше часа. Но потом нас восстанавливают. Врач, массажист, проходим разные процедуры. Все это происходит на базе в Сколково. Там прекрасные условия!
Помимо упорного физического труда спортсменам с ДЦП прежде всего нужно поверить в себя, решить свою главную личную психологическую проблему.
— Во-первых, в меня поверили мои родители, — подчеркивает Шиманов. – А во-вторых Автандил Михайлович. Очень опытный тренер, помог меня раскрыть. Когда только пришел в его команду, почти ничего не умел. Я ведь раньше на высоком уровне никогда не играл в футбол. А тренеры здорово меня развили. В этой сборной меня все понимают. Мы как одна семья! И тренеры столько классных футболистов здесь воспитали — чемпионов мира, олимпийских чемпионов. Наставники тебя раскрепощают, раскрывают. Когда ты один живешь со своими проблемами, то, конечно, чувствуешь себя замкнутым. А здесь я забываю о своей болезни. Голова отключается, ты себя ощущаешь здоровым, ни о чем плохом не думаешь… Тренируюсь с такими же ребятами, как и я. Тебе все помогают, подсказывают. Даже когда я в отпуске, могу набрать тренеру. Футбол стал моей работой. Получается, занимаюсь любимым делом, которое одновременно является моей профессией.
— Благодаря упорным тренировкам реально достичь невозможного, — добавляет Барамидзе.
По словам Автандила Михайловича, его сборная, которая дважды становилась паралимпийским чемпионом, пять раз выигрывала чемпионат мира и один раз чемпионат Европы, играет примерно в силу клубов ПФЛ:
— У нас бывают товарищеские игры с профессиональными клубами. В этом году встречались с «Химками». Но я вам точно не могу сказать, какой состав они тогда выставили — основу или резерв. Я в тот день, к сожалению, приболел. И счет точно не помню. Но мы способны дать бой клубам ПФЛ. После игр тренеры соперников даже признаются, что никак не ожидали от нас такого футбола!
— Может быть, стоит сыграть товарищеский матч с первой сборной России? — спрашиваю Андрея.
— О, это просто мечта! Мне нравится наша сборная. Все бьются, рубятся на поле. И тренер хороший. Спартаковец. Жду от команды высокого результата на чемпионате Европы. Паралимпийская сборная становилась чемпионом мира. Будем верить, что и первая команда добьется такого же успеха. А пока пусть Станислав Саламович приводит своих футболистов к нам, сыграем товарищеский матч. (Смеется.). Это я так — в шутку.
— Один из главных конкурентов паралимпийской сборной России в мировом футболе — Украина. Именно ее мы победили прошлым летом в финале последнего чемпионата мира — 3:1.
— В принципе сейчас сильна не только Украина, — уточняет Андрей. — Еще Англия, Голландия, Аргентина, Иран. Уровень поднялся. А во встречах с украинцами нет никакой напряженности, агрессии. Во всяком случае, я этого не замечал. Общаемся с ними, здороваемся. Спорт должен быть вне политики!
Он сам старается жить полноценной жизнью. Водит машину, подвозит других сборников до базы в Сколково. И уверен: в этой команде он забывает о своем недуге.
— Нас точно не надо жалеть! Иначе не сможем достичь каких-то больших результатов, не выиграем чемпионаты мира. Нам нужно полностью отдаваться футболу и игре. Так нас всегда учат тренеры, — говорит Шиманов.
— Я своим игрокам всегда говорю: «У меня в команде нет инвалидов, только футболисты!» – добавляет Барамидзе.
— Что вы можете посоветовать людям, которые оказались в такой же ситуации, как и вы? – спрашиваю у Андрея в конце разговора.
— Желаю найти им таких же единомышленников, какие есть у меня. Чтобы они встретили хороших тренеров, чтобы те их раскрыли, помогли поверить в себя. Я уже говорил, что моя сборная — это семья. Мы друг за друга держимся. Знаем, что делаем одно общее дело.
Виталий Айрапетов