Александр Лукашенко бросил вызов «Первому каналу»
Белорусские власти лишили аккредитации всю съёмочную группу «Первого телеканала» и отправили журналистов в Россию. Такое решение приняло министерство иностранных дел, не объяснив причину.
«Меня выслали, сейчас уже нахожусь на территории России. Такое решение приняла Комиссия МИД, и мне как гражданину России было предписано покинуть Беларусь до полуночи 6 мая. Никаких официальных писем и постановлений на этот счёт я на руки не получил, но мне их и не планировали вручать, насколько я понял», — цитирует портал Tut.by корреспондента Алексея Кручинина
Объяснить подобную бесцеремонность можно только тем, что «Первый канал» регулярно публиковал едкие и критические материалы о ситуации с коронавирусом в Беларуси.
С большой вероятностью именно это сильно разозлило Александра Лукашенко, который (справедливости ради) в ситуации с пандемией отметился многочисленными чудачествами. Иных логичных объяснений резким санкциям МИД «братской республики» в отношении российских журналистов найти невозможно.
Перешли красную черту
Если разбираться в этой ситуации без эмоций, то «Первый канал» явно шёл на обострение, сильно перегибая палку в своих материалах. Причём данное СМИ делало это последовательно с начала апреля, откровенно подтрунивая над Лукашенко, который ранее пытался отрицать проблему коронавируса в стране. Например, 9-го числа федеральный канал выпустил не совсем типичный для него сюжет о вспышке пневмонии нового типа в республике.
«В Белоруссии сегодня сразу у 400 человек диагностирован COVID-19. Ещё недавно один известный политик этой братской страны говорил корреспонденту: «Вы видите где-нибудь здесь вирус? Вот и я не вижу». Ну что ж. Это подход. Трезвый взгляд на вещи. Что видно — то и есть. Чего не видно — того и нет. Как нет и сожалений горьких тоже», — говорил в уютной московской студии Кирилл Клеймёнов, саркастически высмеивая Лукашенко за отрицание COVID-19
«Вирус — его ведь даже в очках не видно. А микроскоп — его же с собой всюду носить не будешь. Тяжёлая все-таки вещь. Неудобная. Но всё же. Я б попросил специалистов. Наших каких-нибудь. Умельцев. Из НИИ. Придумать удобный микроскоп. В виде очков. Или лорнета. Хотя бы в одном экземпляре. Для всех — в тысячу раз дешевле будет. Алексей Кручинин продолжит», — добавил Клеймёнов, намекая на имидж необразованного колхозника, который сложился у белорусского президента.
26 апреля «Первый канал» выпустил целых два сюжета посвящённых тому, что Лукашенко настоял на проведении общенационального субботника. На него в Белоруссии вышел примерно каждый четвёртый житель страны. И опять повторился этот едкий насмешливый тон, выставляющий президента Белоруссии не то глупцом, не то психически ненормальным человеком. Хотя участники субботника в целом соблюдали положенные в наши дни санитарные меры.
«И всё это на фоне таких, например, новостей. У номера 19-го хоккейной команды президента Белоруссии Дмитрия Мелешко на днях подтвердили коронавирус. В последний раз Александр Лукашенко играл с ним две недели назад. Однако белорусский лидер и не думает уходить на карантин. Во время субботника он вместе с сыном Николаем высаживал сосны в Чернобыльской зоне отчуждения», — информирует «Первый канал»
Пожалуй, единственной объективной информацией, которой пользовался «Первый канал» для критики Лукашенко, были призывы Всемирной организации здравоохранения. Однако, как писала РП, у ВОЗ весьма специфичные принципы оценки опасности коронавируса. Конечно, с точки зрения медиков в текущих условиях политика белорусского президента, мягко говоря, далека от идеала. Однако опираться на данные благополучно живущих в Женеве аналитиков тоже не всегда корректно.
«Белоруссия уже на третьем месте во всей Европе по приросту выявленных случаев COVID-19 на душу населения. Хотя и эта официальная статистика у местных жителей не вызывает доверия… На сегодня в стране с населением 9,5 миллионов человек, 18350 подтвержденных диагнозов COVID, 107 человек умерли. Тем временем Александра Лукашенко, по его признанию, статистика не очень беспокоит», — сообщил «Первый канал» в утреннем сюжете 6 мая
Скорее всего, именно этот сюжет стал последней каплей. Видимо в нём наши федеральные журналисты перешли пресловутую красную черту:
«Первое, что бросается в глаза на кладбище небольшого города Столбцы в 75 километрах от Минска, это обилие свежих могил. Даты смерти приблизительно одинаковые. Это конец апреля, когда в Белоруссии впервые заговорили о небывалой вспышке коронавируса в Столбцах»
Спустя менее 24 часов «Первый канал» публикует следующую новость, уже в абсолютно сухой и сдержанной тональности:
«Накануне стало известно, МИД Белоруссии лишил аккредитации съёмочную группу «Первого канала» после того, как в новостях был показан репортаж о ситуации с COVID-19 в республике. Наш канал считает действия белорусских властей абсолютно безосновательными».
Баста!
Без адекватной реакции
Поведение «Первого канала» слабо укладывается в разумные рамки. Конечно, Лукашенко есть за что критиковать и высмеивать. Но почему российских журналистов тема коронавируса волнует больше, чем куда насущные политические проблемы двух государств, а также постоянные антироссийские провокации белорусского президента? Например, его недовольство бесплатными российскими тестами на COVID-19?
Чуть ли не каждую неделю Лукашенко негативно высказывается в адрес Москвы, порой откровенно хамит и хвастается, противопоставляя маленькую, но гордую Беларусь большой и дурной России. При этом риторика белорусского президента крайне редко находит адекватную реакцию среди отечественных политиков и журналистов федеральных изданий.
Почему бы не напомнить Лукашенко, что его «независимая» страна существует исключительно благодаря российской помощи? Что львиную часть дохода белорусскому бюджету приносят налоги НПЗ, перерабатывающие российскую нефть, которая потом идёт на Запад?
Кроме того, в саркастической манере Кирилла Клеймёнова можно рассказать о кредитах, которые Батька выбивает из Москвы с помощью шантажа и льстивых заявлений о «братстве».
Однако конструктивной аргументированной критики Лукашенко мы не видим. Тема политических разногласий двух стран и прогибов Кремля в наших федеральных медиа вообще строго табуирована. Москва по-прежнему не желает серьёзно ссориться с Минском и регулярно идёт на уступки, не давая режиму Лукашенко загнуться от отсутствия денег.
Может быть, такая позиция имеет под собой весомые основания. Может быть, мы с вами не знаем или не понимаем чего-то важного, но оскорбительная для России ситуация сохраняется с краха проекта Союзного государства, то есть почти 20 лет.
Вместо того, чтобы наконец-то привести Лукашенко в чувство или хотя бы немного отрезвить, в кремлёвских кабинетах, видимо, решили устроить Батьке подлянку, оттолкнувшись от тех глупостей, которые он успел наговорить про коронавирус. Правда, лучше от этой провокации никому не стало.
Белорусский президент, не моргнув глазом, выслал журналистов «Первого канала» домой. За них, кстати, никто из официальных лиц РФ не заступился.