Удивительное рядом
Удивительное рядом
Госдума и МИД подготовили какие-то запросы-документы-решения по поводу статей в New York Times и Financial Times по поводу смертности от COVID-19. В этих статьях, коротко пересказывая, было написано, что смертность от COVID-19 в российских официальных данных занижена примерно в 3-4 раза и объяснено, для широкой публики, откуда берётся эта оценка.
Заметим, что хотя "занижена в 3-4 раза" звучит очень резко, но это, на самом деле, не делает Россию примером-неудачником и т.п. Любой может пойти на 91-divoc.com и сравнить российские показатели с остальными - они, с учётом размеров страны (там можно смотреть и такой график) вполне обычные и в сравнительной перспективе вполне удовлетворительные. Наоборот, если до этого данные выглядели просто полной лажей, теперь они стали выглядеть разумно. Опубликованные вскоре данные по дополнительной смертности только подтвердили то, о чём написали FT и NYT.
Разница в оценках, сделанных экспертами и цифрах, публикуемых, например, департаментом здравоохранения Москвы - скорее, в методологии учёта. То есть никто не обвиняет московские власти в том, что они "скрывают трупы". (В регионах есть более странные вещи, но тоже пока не "сокрытие трупов".) Эксперты указывают на то, что публикуемые данные плохо отражают происходящее - и не соответствуют мировым стандартам (быстро меняющимся по ходу коронакризиса). В аналогичной ситуации в Нью-Йорке, например, пересчитали смерти от COVID-19. То есть речь идёт о "переклассификации" категорий смертей, а не скрытых или выдуманных смертях.
Но вот что удивительно - почему это какой-то чудовищный непрофессионализм со стороны Госдумы и МИДа. Статья в New York Times - это просто пересказ анализа, проведённого российскими исследователями - Tatiana Mikhailova из РАНХиГС, Boris Ovchinnikov, Rickky SpireWanderer и другими. (Смотрите в их журналах.) О том, что российская статистика смертности от COVID-19 не бьётся с другой же российской официальной статистикой, писали и Sergey Shpilkin, и Mikhail Gelfand, и я - и извините, кого не упомянул, многие. Корреспондент New York Times Ivan Nechepurenko, как я понимаю, просто сообщил об оценках экспертов и процитировал часть из них. Журналисты в точности выполнили свой журналистский долг - пересказали мнение профессионалов о собранной статистике.
Ещё не хватает сейчас устроить охоту на экспертов. Напоминает действия китайских деятелей, которые в январе преследовали врачей, которые пытались информировать их же самих об опасности коронавируса. Наоборот, экспертов нужно максимально использовать для анализа уже собранных данных - ни в МИДе, ни в Госдуме, ни в Минздраве нет специалистов по статистическому анализу данных высокого уровня. Работа перечисленных и других экспертов по уточнению российской статистики - это огромная помощь и руководству страны, и руководству регионов. Глупо и преступно это не понимать.