О больном гноме Яхиной
Пардон, конечно, но я опять о Яхиной - нашем литературном гении и надежде современной литературе. Я уже становлюсь не только латыниноведом, но и гузелелюбом. Это затягивает.
Итак, рассказ "Юбилей". Про Сталина.
Мадам-писательница нас сразу погружает в логово этого зверя. Сами понимаете, что наше рабоче-крестьянское видение - это иллюзия. Ну типа того, что он был аскетом - одна шинелька, кроватка железная, неприхотливость во всем..
Яхина -то знает, Яхина видит. Много чего.
Вот, например, у нее давняя обида на зеркала. Потом у что ширпотреб. Гонят конвейером. Аж обидно. Заглянет она в такое зеркало - а там только больной гном. С амбициями. И чертами вырождения буйных монголо-татарских предков.
А вот у Сталина - трельяж по заказу. От оптико-механического завода. Вот он и рассматривает себя часами. Любуется.
Заодно писательница и открытия совершает - в оптических явлениях. Вот солнечный луч достал зеркало и тут же "Отражения стали резче, налились цветом и объемом."
Поэтому , милые дамы, не смотритесь в зеркала днем! Иначе вы нальетесь объемом, а это чревато. Для любого зеркала. Лучше смотреть на себя в зеркало ночью - чтобы ни объемом, ни цветом себя не травмировать.
Далее. Сталинисты, забудьте байку об аскетизме вождя. Яхина - против. Он у нее ходит в шелковой пижаме по узорным узбекским коврам, "в несколько слоев накиданных на пол", а спит на кровати из карельской березы.
Какие там узкие железные кровати-то? Яхина видит, Яхина знает...
Каждый шаг Сталина мадам отслеживает.
Вот деспот "..приблизил лицо к зеркалу и оскалил рот – на стекло легло матовое облачко пара.
Зубы длинные, охристо-серые, стесанные. На правом клыке большой скол. Межзубные щели широкие. Десны местами кровоточат. Язык сизый, покрыт серым налетом…"
Чуете? Это прием такой - яхинский - сразу понимаем, с кем дело имеем.. Зверем. Оборотнем.. Но уже усталым. Замучила его клика всяких трактористок паш ангелиных, сталеваров -орденоносцев, а также молотовых-кагановичей-булганиных.
Они юбилей хотят вождя. 70-летия. Прямо руки выкручивают.
Ну потом дается детальное описание психического состояния Сталина, который смотрит подарки в музее, но с навязчивой мыслью - он всюду видит свое отражение.
Это вот такое девачковое у него проявилось. Заглядываться на себя.
А везде унылый образ "Щеки сероватого оттенка, в лиловой поросли щетины, слегка обвислые. Подбородок выраженный, с продольной складкой. Шея дряблая…"
В общем - все плохо. Везде отражается хуже некуда. Старый, больной - прям настроения нет.
А настроение надо срочно поднимать, что же это за тиран без настроения?
Поэтому переходим к кульминации. И заодно к совету знающего человека - как можно быстро и эффективно расцветить жизнь и придать объемность тусклому существованию.
Сталин, по совету Яхиной, так и делает.
Садится в машину и отправляется на охоту.
Благо лишних ненужных человеков-муравьев и тогда кишело по Москве -не проехать.
"Скоро автомобиль уже мчал его по ночной заснеженной Москве. Вождь смотрел из теплой глубины салона на пустынные улицы, Как вдруг на противоположной стороне проспекта вождь заметил маленькую продрогшую фигурку: кутаясь в ватник и наклонив против ветра голову в нелепой меховой шапчонке, какой-то мужичок упрямо брел через ночь, прижимая к груди небольшой предмет.
– Догнать! – негромко скомандовал вождь.
Автомобиль резко развернулся, скользнув шинами по льдистой дороге, и через несколько секунд поравнялся с прохожим."
Что было дальше? А вы не догадываетесь? Это была дичь.
Дичь сразу поняла, что все.. В ночи, одинокий. Все закрыто, никуда не сунуться. Он попетлял сначала как заяц, потом прыгнул с тротуара на дорогу - перед машиной. Но сверток не бросал.
Вождь наслаждался.
Мужичок " зайцем метнулся через проезжую часть – прямо перед автомобилем вождя там начинался маленький переулок, в котором можно было укрыться. Мелькнула в свете фар раскрасневшаяся физиономия с вытаращенными глазами.
– Ату! – выдохнул вождь, и автомобиль прыгнул вперед, почти беззвучно.
Мужичка подкинуло вверх, как тряпичную куклу. Он взмахнул руками, перевернулся в воздухе и шлепнулся на капот, лохматая голова хрястнула о бронированное стекло. Рядом приземлилась и осталась лежать его ноша."
Сталин был удовлетворен. Яхина , наконец, его разоблачила. Мы-то в неведении столько лет находились, а оказывается он был просто человеком. С плохим настроением. А в такие минуты забавником был.
По ночам на своих подданных охотился. И даже бескорыстно.
Ну какой навар с этого несчастного ? Разве что веник. Этот тот предмет, который несчастный из рук не выпускал. Париться любил. По ночам. Наверно, в Сандуновских банях. Там Сталин их и настигал, когда меланхолия затягивала.
Но и здесь был верен себе. Как отцу народов. Казенное имущество портить и грязнить не хотел - давил только чистых. После баньки.
"...тело мужичка аккуратно сползло с капота и нырнуло куда-то вниз, следом канул веник. Лишь зубчатый березовый листок на время прилип к боковому окну .."
Охота удалась. Думаю, настроение у генсека резко повысилось. А как же. Вожди - они такие.
Хорошо, что Яхина - интеллигентная писательница. Это нам повезло.
Могла бы продолжить - дескать, из плоти сбитого сварили холодец, а березовыми листьями из веника украсили блюдо.
Или еще ход мог быть интересный - как труп стоя замуровали в Кремле или сидя похоронили на татарском кладбище..
Ну что с больного гномика возьмешь - какую фантазию? Все там какое-то тусклое, ущербное..
Но завершу все на яркой оптимистичной ноте - мне мадам Яхина все больше и больше глаза открывает.
Уже прямо личные глаза как у "испуганной орлицы" стали.
Что дальше-то будет???