Внешние заимствования затянут Белоруссию в долговую кабалу МВФ
Белоруссия пытается диверсифицировать свои внешние заимствования за счет западных инвесторов. Так независимый эксперт по ЕЭАС Дмитрий Болкунец прокомментировал желание Минска привлечь 3 млрд долларов.
Белоруссия борется с последствиями коронавируса
Министр финансов Белоруссии Максим Ермолович заявил, что Минск ведет переговоры о привлечении 3 млрд долларов внешних ресурсов. До этого сообщалось, что Белоруссия рассчитывает на масштабное привлечение финансирования для поддержки национальной экономики в условиях рецессии на фоне глобальной пандемии COVID-19.
О привлечении финансовых ресурсов Белоруссия ведет переговоры с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, ЕИБ и АИБ. Кроме того, идет дискуссия с Китаем о привлечении двух займов.
Интересно, что Белоруссия является единственной страной Европы, которая не ввела карантинные меры против пандемии COVID-19. Эта линия стала «коронкой» белорусского президента Александра Лукашенко и составной частью имиджевой политики Минска. В результате в Белоруссии не останавливалась национальная экономика, причем ограничения не были введены даже против регулярных спортивных мероприятий.
О последствиях такой линии говорить сложно, но экономически это Белоруссию не спасло. Минск зависит от импорта и экспорта, позиционируя себя в качестве перевалочного звена в торговле между Россией и ЕС. Из-за этого современный экономический кризис не мог не добраться до белорусской экономики.
«Привлечение внешних заимствований в сумме от 3 до 4 млрд долларов стоит на повестке дня в Белоруссии. Белорусское правительство анонсировало такие суммы в рамках своих запросов к ряду международных структур. Эти средства планируется направить на погашение внешнего долга, поскольку Минску в 2021 году необходимо выплатить значительные суммы внешним кредиторам, включая Москву», - констатирует Болкунец.
Эксперт отмечает, что кроме выплат по внешнему долгу такие заимствования должны пойти на поддержку белорусской экономики, которая испытывает масштабные проблемы. В силу специфики белорусского народного хозяйства ставка на игнорирование коронавируса мало помогла народному хозяйству данной страны.
«На Белоруссию мало повлияло то, что Минск решил не вводить карантин. Значительно большее значение оказали те трудности, которые испытывают Евросоюз и Россия. Не надо забывать и про падение цен на нефть, поэтому все это в целом сильно ударило по позициям белорусских компаний», - резюмирует Болкунец.
Именно поэтому в Белоруссии решили обратиться к МВФ и ЕБРР даже не взирая на то, что кредитные линии данных финансовых структур имеют негативный имидж. Это можно увидеть на примере Украины.
«Я отмечу, что среди тех структур, к которым обратилась Белоруссия, не представлена Россия. Минск рассчитывает привлечь средств за счет инвестиций на Западе и в Китае, причем эти шансы достаточно велики. Пока я не вижу проблем, которые смогут стать препятствием для Белоруссии», - заключает Болкунец.
Благодаря тому, что Белоруссия будет гасить за счет данных заимствований долги перед Россией, это позволит Минску говорить, что его кредитная зависимость от Москвы существенно снизится.
Пусть и непонятно, как в будущем Белоруссия будет за все это расплачиваться, но об этом там особенно и не думают. В Минске привыкли в случае стратегических проблем обращаться к помощи России. Поэтому перед нами тактическая игра Минска, рассчитанная на то, чтобы улучшить свои позиции в среднесрочном диалоге с Москвой.
«Таким образом с помощью внешних заимствований белорусские власти планируют преодолеть последствия для Белоруссии от всемирного экономического кризиса», - констатирует Болкунец.
Белоруссия зависит от фактора нефти
Примечательно, что по Белоруссии сильно ударило падение цен на нефть. В Минске только риторически радовались ситуации, что цена на поставки сырья из России упала до минимальных величин, вплоть до 4 долларов за баррель в апреле. На практике Белоруссии нужны максимальные цены на нефть и российские льготы, которые действовали вплоть до того, как в России не стали проводить налоговый маневр и увеличивать НДПИ.
До этого момента Белоруссия покупала нефть в России без налоговой пошлины, из-за чего Минск неплохо зарабатывал на перепродаже нефтепродуктов. Примерно от 2 до 5 млрд долларов в год в зависимости от конъюнктуры.
По этой причине белорусы систематически требовали у России компенсации за налоговый маневр, но сегодня это утратило смысл ввиду остановки европейской экономики.
«Пока не вышло обновленных данных за апрель, но цифры за февраль и март показывают, что Белоруссия существенно снизила цифры по торговле с Евросоюзом. Это важно по той причине, что львиной частью продукции, которая поставлялась из Белоруссии в Евросоюз, были нефтепродукты. По итогам апреля-мая мы увидим, как ситуация на нефтяном рынке сказалась на белорусском бюджете» - резюмирует Болкунец.
Дмитрий Викторович считает, что нет сомнений, что падение цен на нефть ударит по белорусскому бюджету. В Минске могут публично говорить все, что угодно, но Белоруссии как и России выгодны высокие цены на нефть.
«По моим предварительным оценкам современная ситуация приведет к тому, что Минск не дополучит за эти месяцы от 0,5 до 1 млрд долларов. Это будет выпадающий доход, и надо смотреть, как это повлияет на экономику, поскольку нефть влияет на многие товары, производимые этой страной», - заключает Болкунец.