В ВШЭ спрогнозировали рост цен на авиабилеты в два раза
Роспотребнадзор рекомендовал авиаперевозчикам продавать билеты не более чем на 50 процентов мест в самолете с запретом реализации билетов на соседние кресла. «Вечерняя Москва» поговорила с ведущим экспертом Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андреем Крамаренко о том, как отразятся новые правила на стоимости перелетов.
Ничего хорошего для любителей путешествовать, по мнению специалиста, нововведения не сулят. Цены на билеты могут возрасти настолько, что отрасль вернется к уровню 90-х годов, когда позволить себе полетать на самолете могли только очень обеспеченные люди.
— Уже много лет во всей мировой отрасли авиаперевозок занятость кресел является максимально высокой — в прошлом году в среднем она составляла 85 процентов. Теперь же мы отсекаем часть свободных мест, цены на билеты растут. В итоге мы раскручиваем этот снежный ком до состояния, когда остается лишь небольшое ядро потребителей, которым, в общем-то, плевать на стоимость перелета. Получим то же, что было в 90-е годы, когда авиаперевозками пользовались либо по работе, либо сами понимаете какая группа пассажиров.
Те же, кому новый формат путешествий окажется не по карману, снова пересядут в душные поезда, плацкартные вагоны без возможности социального дистанцирования, но других бюджетных вариантов не будет, уверен Крамаренко.
— Хочется надеяться, что во всей этой истории возобладает здравый смысл, — говорит эксперт, — потому что эпидемия эпидемией, но нельзя допустить подобного отката отрасли. На самом деле дешевые авиаперелеты — огромное достижение российских и мировых компаний, когда вы практически не глядя можете купить билет и улететь туда, куда вам угодно. Но если возобладает маразм, высока вероятность серьезного падения.
По его словам, полученные авиакомпаниями компенсации по сути стали выполнением предыдущих обязательств властей.
— Дело в том, что авиакомпании и до этого терпели огромные убытки. В конце 2018 года им обещали миллиарды компенсации после подъема стоимости керосина, но так и не выплатили. Теперь перевозчики получили эти суммы, — рассказал Андрей Крамаренко.
Другая проблема, которая обязательно отразится на ценовой политике авиакомпаний, состоит в том, что после эпидемии произойдет обрушение не только потребительского спроса, но и предложения. Из-за отсутствия должной компенсации после кризиса, многие авиакомпании перестанут существовать, а оставшиеся еще сильнее поднимут цены на свои услуги.
— Требование об ограничении загрузки убивает и те авиакомпании, которые могли бы выжить, но не выживут из-за отсутствия спроса. Получается замкнутый круг. Это тот сценарий, когда отрасли просто не дают заработать и она сокращается. Из всего этого я могу сделать вывод, что стоимость перелетов вырастет минимум вдвое — у нас ведь еще и рубль упал. Пассажиров, готовых платить вдвое больше, не так много, соответственно, и пассажиропоток должен упасть в два с половиной раза. А с учетом того, что уменьшится еще и число авиакомпаний, способных во всем этом участвовать, на деле пассажиропоток упадет в три–пять раз, — подсчитал Крамаренко.
Эксперт заключил, что инициатива Роспотребнадзора бессмысленна, поскольку убивает отрасль авиаперевозок в том виде, в котором она существует сегодня.
Депутат Госдумы Владимир Гутенев с пониманием отнесся к попыткам Роспотребнадзора разработать новый комплекс мер для обеспечения безопасности пассажиров самолетов и предложил альтернативу рекомендациям ведомства:
— Мне вполне понятна озабоченность Роспотребнадзора высоким уровнем заболеваемости. Действительно, тот уровень, который мы имеем сейчас, то, что мы до сих пор не достигли отрицательного прироста, говорит о необходимости принятия новых мер недопущения распространения эпидемии. Однако конкретно это предложение мне представляется малоэффективным — едва ли нахождение в одном самолете, даже если между вами и соседом одно пустое место, кардинально изменит ситуацию. Тем более, что система воздухоснабжения там замкнутая.
Более эффективной, по мнению политика, станет проверка пассажиров на наличие повышенной температуры с помощью тепловизионной техники, а также донесение информации об ответственности за несоблюдение добровольной самоизоляции в случае наличия симптомов болезни.
— В обязательном порядке следовало бы использовать маски. Не столько для защиты от вируса, сколько для недопущения его распространения. Также стоит ограничить раздачу еды и напитков на непродолжительных рейсах — не случится ничего страшного, если 3–4 часа человек не поест и не попьет. На мой взгляд, подобная система окажется более эффективной, чем пятидесятипроцентная заполненность бортов, которая приведет и к росту цен на билеты — при низкой загрузке, стабильных затратах на аэродромное обслуживание это неизбежно, — заметил Гутенев.
«Вечерняя Москва» также запросила комментарий Министерства транспорта о возможном росте цен на авиаперелеты, однако в ведомстве не были готовы предоставить оперативную информацию. Продолжение темы читайте в ближайшее время на нашем сайте.
Читайте также: «У нас не разруха и не война»: экономисты ответили, где хранить деньги в период пандемии