Эдуард Поддавашкин: добрый след на земле
За более чем полвека трудовой деятельности на железнодорожном транспорте Э. Поддавашкин прошел все ступени карьерной лестницы от рабочих специальностей до командных. Был начальником нескольких станций, руководил службой движения и двумя отделениями дороги – на Забайкальской и Куйбышевской магистралях. Возглавлял Куйбышевскую железную дорогу, был первым заместителем министра путей сообщения России, руководил Главным вычислительным центром МПС. И какую бы должность ни занимал, всегда оставался человеком, для которого главным было не место, а дело, родная отрасль, ее люди.
Он принимал самое активное участие в рыночных преобразованиях на железнодорожном транспорте: участвовал в создании Центра фирменного транспортного обслуживания, был президентом Ассоциации собственников подвижного состава и председателем Общественного совета Росжелдора.
А еще он всегда был заинтересованным читателем и автором журнала РЖД-Партнер, принимал участие в наших конференциях «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» и других мероприятиях издания.
Сегодня мы решили дать слово его коллегам и друзьям: что они вспоминают о нем?
« В 1975 году меня назначили начальником станции Суховская Восточно-Сибирской железной дороги, – рассказывал в одном из интервью Анатолий Левченко, президент СамГУПСа. – Начал разбирать документы, а там за какой ни возьмись, на всех стоит подпись «Э. С. Поддавашкин». Я удивился: как же так? Ведь начальником станции до меня работал другой человек в течение 5 лет. Поинтересовался: «А кто такой Поддавашкин?» Мне рассказали, что он был начальником станции, а теперь руководит Читинским отделением Забайкальской железной дороги. Помню, меня поразило, с какой теплотой и любовью говорили о нем люди.
А потом сама судьба свела нас с Эдуардом Сергеевичем: я стал его первым заместителем на Куйбышевской дороге. Под его руководством магистраль вышла в передовые на сети.
Он огромное внимание уделял социальным вопросам, особенно строительству жилья для железнодорожников. За те годы, когда он руководил дорогой, она увеличила объемы жилищного строительства в 2 раза – до 100 тыс. кв. м. Забота о людях была его главным кредо.
Поражала меня и его феноменальная память – он ведь помнил по именам не только своих сотрудников, рабочих, но и их жен, детей, знал, как они живут. Неслучайно на дороге до сих пор его помнят.
Мне посчастливилось стать его преемником и продолжить многие его начинания».
Прежние времена, когда экономика была плановой, сменили новые, и они принесли радикальные перемены. Распался Союз, нависла угроза и над единством сети железных дорог. В Москве заговорили о том, что надо бы упразднить МПС – достаточно одного департамента в новом Министерстве транспорта.
Начальник Куйбышевской магистрали Э. Поддавашкин одним из первых включился в борьбу за учреждение МПС России вместо союзного министерства. Обзванивал начальников дорог, железнодорожников – депутатов Верховного Совета, создавал инициативную группу и предлагал идти в правительство со своими предложениями.
«Мы все страшно переживали перелом в стране, – вспоминает бывший заместитель министра путей сообщения РФ Ким Салатов. – Нелегко было понять и пережить все, что тогда происходило. Мысль у нас всех тогда была одна – не дать разрушить единую железнодорожную систему. Все вместе мы боролись за сохранение МПС. Вместе с Геннадием Матвеевичем Фадеевым ходили в правительство, доказывали необходимость централизованного управления сетью железных дорог. Эдуард Сергеевич показал тогда и хватку, и бойцовский характер. Я потом сказал ему: чувствуется, что закалку ты прошел не в Сочи, а в Могочи на экстремально низких температурах!»
Правительство РФ все же прислушалось к профессионалам – и в стране появилось МПС России. Первым министром путей сообщения РФ стал Г. Фадеев. А Э. Поддавашкин – первым его заместителем.
«До этого пути наши шли параллельно: он на востоке, я на западе, – вспоминает бывший заместитель министра путей сообщения Олег Мошенко. – А в министерстве стали работать вместе. Проблемы навалились тяжелейшие: объемы перевозок падали – колеса не крутились, а ведь людей кормить надо. И тогда мы предложили поощрять тарифами тех, кто дает объемы погрузки. Посовещались с министром и решили создать комиссию, которая будет определять, кому и какие скидки дать. После этого клиенты потянулись на железную дорогу…»
Хорошо, что в трудный для страны час у руководства отрасли оказались профессионалы. Они отстояли единство не только сети железных дорог России, но и на всем пространстве колеи 1520. Сохранив железнодорожный транспорт, сохранили и страну.
«Моя первая встреча с Эдуардом Сергеевичем произошла на первой Ассамблее начальников железных дорог, – вспоминает последний министр путей сообщения России Вадим Морозов. – Он был удивительным человеком. Хотя жизнь его непросто складывалась. С первого раза не поступил в вуз – пошел в депо работать плотником. Потом прошел по всем ступенькам служебной лестницы, не пропустив ни одну. Громадного трудолюбия человек. У него это от деда, от отца, которые тоже были железнодорожниками. Он близок мне и всем нам по духу, по всему. Многое успел сделать.
Электрификация Забайкальской дороги – все видели, кто ее вытянул. А ведь это непростое дело – перевод с тепловозной на электротягу. Башкирское отделение до него захлебывалось от грузов, не могло вывезти. Он его технологически расшил и сделал это блестяще. И с начальником в его лице Куйбышевской дороге повезло. Пропускная способность ее была на пределе. Но он с командой инженеров разработал и реализовал комплекс мер для их увеличения. Помимо этого, за 6 лет, кроме жилья, он построил на дороге пять больничных комплексов!
Потом съездил в Америку и Канаду и увидел, какие возможности открывают перед транспортом вычислительные системы. Понял, какой это мощнейший инструмент для перевозочного процесса. И, возглавив Главный вычислительный центр, новые идеи постарался реализовать. Он сумел поднять новый для него пласт работы…»
В. Морозов отметил и такой феномен: Э. Поддвашкин по своим убеждениям – государственник, но на деле доказал, что может успешно заниматься и бизнес-процессами. В компании РУСАЛ, где он несколько лет работал, говорили: нам повезло, что мы заполучили такого специалиста.
«Мы вместе работали в компании «РУСАЛ», – говорит К. Салатов. – Перед этим Эдуард Сергеевич мне позвонил: «Есть интересный проект по организации взаимодействия компании «РУСАЛ» и МПС. Давай возьмемся!» А что такое «РУСАЛ»? Это крупный грузовладелец, поставщик грузов для железных дорог. Но у него тоже много проблем. К примеру, надо осваивать новое месторождение бокситов на Севере, а как это сделаешь без железной дороги? Или вот еще проблема: для алюминиевых заводов необходимо очень много электроэнергии. Есть проект Богучанской ГЭС, но подъездных путей к стройплощадке нет. Вот мы и решали эти проблемы, связывая промышленный бизнес с железными дорогами. Творчески работали. Схемы перевозок поменяли, много чего еще сделали. От нашей работы компания получила огромную прибыль. Но мне кажется, в «РУСАЛ» до конца так и не осознали, что могут сделать для алюминиевой отрасли руководители железнодорожной отрасли».
Удивительно, но Э. Поддавашкин всегда оказывался там, где нужен. С началом реформы, возглавив Ассоциацию собственников подвижного состава, он старался выстроить деловые отношения между новыми участниками перевозочного процесса и ОАО «РЖД», решая возникающие при этом проблемы. Параллельно готовил и молодую смену. Его заместителем в этой общественной организации стала молодой инженер Ирина Чиганашкина.
«Слава Богу, что в моей жизни был этот человек! – говорит сегодня член президиума СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» И. Чиганашкина. – Я считаю Эдуарда Сергеевича своим учителем. Все, чего я добилась в своей профессии, – благодаря ему…»
Вообще, казалось, для него не было мелочей. Так, услышал однажды, что над хором ветеранов сгустились тучи. Отозвал в сторону Виктора Лобова, заместителя председателя Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта: «Виктор Иванович, что случилось?» Оказалось, с помещением для репетиций возникла проблема. Тут же включился и помог решить вопрос. А потом вместе с женой Ольгой Кирилловной пришел на концерт.
«До последнего дня Эдуард Сергеевич был в гуще событий, следил за всем, что происходит на сети железных дорог и в стране, – говорит Владимир Сазонов (заместитель министра путей сообщения в 2002–2003 гг.). – Обращался к руководству по многим вопросам, в том числе по проблемам здравоохранения в системе РЖД. Не о себе – о железнодорожниках пекся. Такие люди – золотой фонд страны. Жаль, что тает этот золотой фонд».