Владимир Гончарик: Лукашенко делает все, что сочтет нужным. Люди для него – на втором месте
Если исходить из тезиса, что “неважно как голосуют, важно, как считают”, то исход президентской кампании практически предрешен, но в выборах важно участвовать хотя бы для того, чтобы показать обществу достойную альтернативу Лукашенко, пишет “Белорусский партизан”
55 претендентов подали в Центризбирком документы на регистрацию инициативных групп. Такой массовости независимая Беларусь еще не знала.
Почему так происходит? «Белорусский партизан» адресовал свои вопросы единому кандидату в президенты на выборах 2001 года Владимиру Гончарику.
-Почему Лукашенко начал президентскую кампанию с парада 9 мая. Какой смысл закладывается в это?
-В самом параде смысл есть. Вопрос в том, по времени ли парад проведен.
Дело не столько в параде. Сколько в самой ситуации: Лукашенко хочет показать, что идет вопреки всему, и при этом считает себя правым. Парад на фоне президентской кампании – еще один повод сказать: мы наследники, мы делаем все правильно. И часть избирателей на это наверняка клюнет.
-Лукашенко действительно решил перехватить лавры победителя у Путина?
-Естественно, «наша победа» и так далее. Лукашенко хочет показать, что он первый, кто не отступает. Блюдет традиции и тому подобное. Эта черта заложена в характере таких политических деятелей.
-Но он наверняка отдает себе отчет, что своим парадом он устроил стране лидерство и по коронавирусу.
-Думаю, так вопрос не ставился. Согласно его логики, никакого серьезного коронавируса, так называемой пандемии у нас нет, хотя на ликвидацию ее последствий мы просим денег у других.
Вопрос, наверное, глубже: я буду делать все, что считаю нужным, а люди – на втором плане; главное экономика, чтобы «жрать было» – словно не люди двигают экономику и производят продукты питания.
Во главу угла ставится личность, стремление властвовать – из этого надо исходить, оценивая деяния Лукашенко.
-А как объяснить коронавирусный парад претендентов?
-Это психоз. Я смотрел список претендентов: одни не знают, что такое президентская кампания в Беларуси, другие решили засветить себя, свою фамилию, потому что 99% из претендентов не соберет никакие подписи, это утопия.
Из всех можно выделить двух-трех человек, которые представляют собой личности, на которых можно было бы делать ставку. Если бы у нас были честные справедливые выборы.
-О ком идет речь?
-Я бы назвал и Бабарико, и Цепкало, и Канопацкую – они имеют и образование, и опыт. Насколько серьезно они подготовлены – большой вопрос, мне трудно судить. Одно дело заявить, а другое – представлять всю тяжесть организационной работы. И вообще крайне тяжело собрать 100 тысяч подписей.
А кроме всего прочего, заложена ли в них моральная стойкость: им придется узнать много «интересного» о себе из государственных источников массовой информации. Все зависит от моральной устойчивости каждого: ты едва ли не враг и стремишься все разрушить.
-Цепкало и Бабарико называют возможными спарринг-партнерами Лукашенко.
-Думаю, у нас есть проблемные отношения со стороны оппозиции: у нас не смотрят, кого поддержать, а кого бы, мягко говоря, облить кое-чем. Есть товарищ, который вполне справляется с ролью спарринг-партнера: раньше его отец участвовал, сейчас он.
Не думаю, что Бабарико и Цепкало являются спарринг-партнерами. Я имею в виду, что есть люди, на которых стоит обратить внимание, если они соберут подписи – можно поддерживать их. Я знаю: потом рука Москвы начнется, у нас это любят. Вместо того, чтобы объективно оценить и поддержать людей, начинают играть практически на стороне власти.
-А почему титульная оппозиция на этих выборах оказалась вне игры?
-Так она и продолжала свои игры. Было изначально понятно, что праймериз ничего не даст; я всегда говорил, сядьте за стол и договоритесь, главное – цель.
Существуют прописные истины, прописанные в Конституции: Беларусь демократическое правовое независимое государство, потом выдавайте свой план – как добиваться этой цели в экономике, в политике.
Нам не нужен независимый парламент? Нужен. Нам не нужен независимый суд? Нужен. Думаю, демократическая сила любой идеологической направленности поддержит эти требования.
-Кого лично вы поддержали бы?
-Пока промолчу: я не так близко знаком с этими людьми, чтобы делать такой выбор. И сегодня говорить об этом преждевременно: сначала нужно пройти сито регистрации и собрать 100 тысяч подписей.
-В условиях эпидемии коронавируса реально физически собрать 100 тысяч подписей?
-Очень сложно. Но делать нужно. Думаю, участие Бабарико, Цепкало, Канопацкой (если это участие до конца) показательно, если у них хватит сил и выдержки пройти этот путь. Президент заявляет, что у нас честные выборы, но я не знаю, найдется ли в Беларуси хоть один человек, который в это поверит.
-Многие сходятся во мнении, что исход президентской кампании предрешен на 99%.
-Если исходить из тезиса, что «неважно как голосуют, важно, как считают», то согласен. Но участвовать надо, надо будоражить общество, надо показывать альтернативу.
Я понимаю, что общество заражено коронавирусом безразличия, апатии, недоверия – вот что вечно подпитывает тезисы политической власти, пропаганды «чарка и шкварка», «хлеба и зрелищ». Этот коронавирус нужно разрушить.
А если названные мной люди пойдут до конца, то они заслуживают уважения.
Запись Владимир Гончарик: Лукашенко делает все, что сочтет нужным. Люди для него – на втором месте впервые появилась Беларуская Праўда.