Российская цивилизация устала ждать прорыва Путина, оставаясь дремучей
Владимир Путин назвал Россию не просто страной, а отдельной цивилизацией с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий. Такое заявление глава государства сделал в эфире программы «Москва. Кремль. Путин».
По его словам, для сохранения этой цивилизации нужно делать упор на высокие технологии. «Все эти направления — беспилотная техника, генетика, медицина, образование — все это и будет той базой, на которой будет развиваться страна», — пояснил президент.
Он также напомнил, что теперь у России есть высокотехнологичные виды оружия, которых нет ни у кого в мире. Это стало возможно благодаря фундаментальной науке и отечественным инженерным кадрам. Очевидно, это оружие — предмет гордости президента.
Необычное заявление Путина вызвало самую разную реакцию. От вполне одобрительной до критической.
«Было бы странно, если бы древние правители Крита придавливали своих сограждан непомерными налогами, не позволяли развивать ремесла, а добытую древесину, медную и железную руду в непереработанном виде отправляли куда-нибудь за море, например, в Египет, там же хранили бы и золотой запас», — иронизирует промышленник Константин Бабкин.
«В этом случае, — продолжает он, — мир не знал бы понятия «крито-минойская цивилизация», Крит и острова Эгейского моря превратились бы в запустелые земли. Не появилась бы, возможно, и античная цивилизация. Они и запустели, но потом, когда жители утратили веру в себя и когда их цивилизация погибла.
О том, как следует понимать слова президента, мы спросили наших экспертов.
— То что русские — это ни Восток и ни Запад, ни Азия и ни Европа — это мое кредо, говорит писатель-футуролог, главный редактор журнала «Военно-промышленный курьер» Максим Калашников. Это еще Николай Данилевский, русский философ, сказал. Помню, когда в 1990 году об этом же заявил Горбачев, то сразу пошла критика. Мол, «цивилизация кирзы и ватников». Но я все равно придерживаюсь мнения, что мы самостоятельная цивилизация, пусть и находящаяся сейчас в глубоком кризисе.
После развала Советского Союза мы понесли огромные потери. По расчетам демографа Игоря Гундарова, за счет смертности, превышающий уровень 1980-х, мы потеряли в России 13 млн, на Украине — 7 млн, а в Белоруссии — 1 млн человек. То есть цифры, сопоставимые с потерями в Великой Отечественной войне. Естественно, все эти три страны я отношу к русской цивилизации. Великороссы, малороссы и белорусы — это три ветви единого народа.
После такого падения мы действительно можем спастись только высокими технологиями, компенсировав ими свои демографические потери, старение населения и низкую плотность населения за Уралом.
«СП»: — Получается, президент все верно сказал…
— Сказал Путин все правильно, но вопрос в том, как он действует. Если посмотреть в прошлое, то приоритетами РФ было вовсе не высокотехнологичное развитие. Проводили Олимпиаду в Сочи с мегазатратами в миллиарды долларов, открывали по всей стране футбольные академии, провели Чемпионат мира-2018 с гиганскими расходами.
Также нефтедоллары вкладывали в ценные бумаги США и ЕС… В России доля ВВП, вкладываемая в НИОКР, — 1,1 процента. Это более чем в двое меньше (в относительных цифрах), чем в США или Китае. А в Израиле вообще 3−4 процента ВВП. Таким образом, говоря одно, команда Путина делает совсем другое — консервирует нашу отсталость.
Предположу, что нам всем придется пережить очень трагические события. Я еще в 2014 году сказал, что взять один Крым без всей Новороссии — это будущая катастрофа. И нас ждет вторая перестройка. Своего рода реинкарнация горбачевской попытки рывка. И сейчас мы видим, что Путин как раз повел страну к этому. Дай бог нам эту перестройку пережить и не допустить развала РФ.
«СП»: — Но разве новейшие виды вооружения, созданием которых очень гордится Путин, не являются достаточным показателем нашей успешности, самостоятельности?
— Конечно нет. Оружие уже в 1980-х не было единственным показателем развития. Необходимо было свое производство электроники, обуви, носков-трусов, автомобилей, самолетов, массы бытовых вещей
Путин же построил двугорбую экономику: продажа за рубеж сырья и покупка за вырученные деньги гражданского импорта, и производство оружия. Причем при производстве вооружений широко используются зарубежные, в частности, китайские компоненты. Наша электроника, к сожалению, не применима для гражданского сектора, так как она дороже и хуже по качеству.
Мы сейчас живем в условиях гибридной войны, которая в чем-то напоминает холодную войну между СССР и США. Тот, кто не имеет развитой экономики в такой войне погибает первый и с арсеналами набитыми оружием. Путин идет по тому же пути. Не говоря уже о том, что эти разработки, вроде ядерной торпеды, вряд ли могут быть применены на практике.
Как-то Путин запустил четыре баллистические ракеты — учебные пуски. Это должно было напугать Запад. Но Запад не испугался, а ввел санкции и очень тяжелые. И «Северный поток-2» он нам срывает. Так что производить оружие сейчас — это десятая часть успеха.
А где наши мобильные телефоны, стиральные машины, телевизоры, где станки, наконец. В СССР делали станки с ЧПУ. И даже продавали их на экспорт, пусть и меняя электронику. Также поставляли за рубеж часовые механизмы. Сейчас есть что-нибудь подобное?
Замруководителя Международного евразийского движения Валерий Коровин видит смысл в развитии технологий только как приложения к большой политической идее.
— Цивилизация — очень важное понятие, которое обозначает близкие по культуре, ментальности и духовным представлениям народы, объединенные в единое стратегическое пространство. «Большое пространство» в терминологии Карла Шмидта. Это некий догматический ход вещей. Россия была, есть и будет таким большим пространством.
Это некоторое задание, вектор. Сейчас цивилизационный масштаб России не является данностью, а скорее отправной точкой русской цивилизации, объединяющей народы, которые также как и русские понимают справедливость, честь, доблесть, благость, также как и русские понимают зло, что есть подлость, неправедность.
Эта задача особенно актуализировалась с приходом эпидемии коронавируса, перечеркнувшей полностью проект однополярного мира. Запад не справился даже с таким мягким вызовом. Его организационные способности, экономическая эффективность, сплоченность оказались фэйками. Запад разделился сам в себе. Поэтому встает вопрос об альтернативе.
Альтернатива является многополярный мир, состоящий из нескольких цивилизаций. В потенциале Россия является одной из таких цивилизаций, как источник восстановления большого пространства, куда входят и постсоветское пространство и страны Восточной Европы и ряд других стран, которые исторически были с Россией, действовали стратегически в одном направлении.
«СП»: — Разве не следует для собирания земель объявить сначала какой-то большой проект, поднять флаг?
— Путин начинает конструирование не от идеи, как это делают философы, интеллектуалы, а снизу, как практик, прагматик, хозяйственник от экономики, к высоким технологиям и далее к политическим формам и идеологическим. Идеей является восстановление этого цивилизационного единства. Ну, хорошо хоть так.
После экономической интеграции, которая худо-бедно сложилась в ЕАЭС, в ОДКБ, в Таможенный союз мы движемся к следующему прорывному явлению — высоким технологиям. Но прорыв должен быть осуществлен под что-то. Сами технологии самостоятельной ценности не имеют. Без политической цели технологии приведут нас в ад с чипированием людей.
Путин этого всего явно не любит. Наоборот, он уважает бога, веру, церковь, патриотизм. Если он продолжит эту тенденцию, то тогда понятно, что он сейчас открывает следующую страницу и делает еще один шаг на пути восстановления нашей цивилизации. Но вопрос, как это будет реализовано. К сожалению, у нас практика часто искажена по отношению к идее.
А по мнению адвоката и правозащитника Дмитрия Аграновского, по-настоящему великой самостоятельной цивилизацией был Советский Союз.
— Россия без сомнения отдельная цивилизация, как отдельная цивилизация например Кения, Франция, или Индонезия, или Австралия или абсолютно любая другая страна. Она отдельная цивилизация, но не уникальная.
Последние 30 лет предпринимаются титанические усилия, чтобы унифицировать Россию с окружающим миром. В том, что касается так называемой элиты, достигнуты большие успехи. Народ унифицируется гораздо хуже.
Настоящей отдельной альтернативной и великой цивилизацией был Советский Союз. Отрицая его, мы отрицаем не только свою особенность и альтернативу, но и тысячелетнюю историю Россию, которую СССР во многом воспринял.
Кстати, между СССР и Российской империей гораздо больше сходства, чем между Российской империи и нынешним жалким состоянием нашей страны. Хотя с точки зрения политики еще сохраняется ощущение, что все можно отыграть назад.
Но в плане экономики мы — обычный перефирийный капитализм колониального типа, сырьевой придаток Запада. И у элиты не видно никакого желания что-то здесь развивать. Даже пандемия ничего не изменила. Они ничего менять не хотят. Это значит наша зависимая роль сохранится.
«СП»: — Грустно как-то…
— Но мы слишком большая страна. И даже будучи в 1990- годы абсолютно покорными, встроенными в кильватер Запада, мы потенциально представляли для них угрозу. Нам придется меняться, потому что они все равно будут нас уничтожать. Особенно после Крыма и Сирии. Нам этого не простят.
В итоге, Россия понемногу, а может и быстро, будет возвращаться к той альтернативной цивилизации, какой был СССР, приобретая все больше и больше его черт. Хорошо, что эту тему начали поднимать.
Новости мира: Лавров прокомментировал обвинения США в адрес Китая