Работников РЖД приговорят к «крайней мере». Vgudok и эксперты разбирают новый порядок аттестации железнодорожников, который заработает в марте 2025
В марте следующего года вступит в силу новый порядок проведения аттестации работников ж/д транспорта. Слово «аттестация» вошло в лексикон железнодорожников в 2012 году, когда Минтранс издал соответствующий приказ. К моменту появления аттестации у большинства железнодорожников выработался стойкий иммунитет на реагирование по случаю нововведений. «Подумаешь, ещё одну блажь выдумали, они давно от земли оторвались!» — говорили в курилках. Спустя больше десятка лет существования аттестации мы попросили железнодорожников поделиться своим мнением о ней. Несколько человек не сразу поняли вопрос. У одних мероприятие проводится формально, поэтому наши собеседники не смогли акцентировать внимание на нём, у других оно смешалось с другими бесконечными проверками знаний. Один респондент, зам по эксплуатации одного из депо, попросивший не называть имени, дал Vgudok весьма показательный комментарий. «Начну, конечно, с того, что сама задумка в теории хороша, это один из тех инструментов, которые позволяют сохранять уровень квалификации работников на должном уровне практически во всех организациях, а следовательно, и поддерживать высокую эффективность предприятия в целом. Но, как обычно, нет плюсов без минусов, в РЖД, в частности, засилие подобного рода инструментов, их много и все они нацелены на контроль профессиональной пригодности, КАСКОР, СДО, АСПТ, АС ГРАТ, квартальные зачёты и тренажёрные практические занятия (казалось бы, это должно быть обучение, но тот же «провокатор» — это контроль, а не учёба). Однако практически полное отсутствие качественного обучения как на стороне предприятия, так и на стороне учебных заведений не позволяет применять инструменты контроля в том качестве, в каком задумывалось при их разработке. Отсюда и аттестационный инструмент становится «крайней мерой».
Которая применяется как способ «завалить» сотрудника, направив его на внеочередную аттестацию, если же это срочная аттестация, то вероятнее всего она проводится в системе КАСКОР, ответы на вопросы которой давно гуляют по интернету. Скажу сразу: и вопросы там не все из работы. Много таких, которые выдернуты из контекста большого пункта ПТЭ. Отвечать на него тому же машинисту сложно. Если всем сейчас провести реальную аттестацию по этим вопросам, можно смело увольнять около 95% штата. В случае же с аттестацией при приёме на работу тут ещё хуже картина, кому надо помогут, кому не надо —сдавай сам, отсюда набирают людей не по знаниям, а по умению договариваться; хороший, конечно, навык, но не для транспортной отрасли», — уверен наш собеседник. Признайтесь, тех, кому выпало сдавать экзамены при назначении на должность сразу после учебных заведений, всегда слегка «подтягивали». Более опытные товарищи по работе понимали: не всему можно научиться за партой и во время практики, что-то придёт с опытом. И если эта помощь всегда считалась нормой, то как поступить на последующих аттестациях с теми, кто учиться не хочет, предпочитая откатывать часы, а свою лень оправдывать маленькой зарплатой? Очевидно же, что в условиях глобальной нехватки кадров их будут «тянуть» и впредь. Ну и зачем тогда нужна вся эта история с аттестацией, если её результат известен заранее?
Фото: РИА Новости И в ныне действующем, и в перспективном порядке проведения аттестации предусмотрено формирование списка вопросов членами аттестационной комиссии. Другими словами, не исключён субъективный подход. Захотят завалить — завалят. Действующий порядок: «19. Перечень вопросов для проведения опроса (собеседования) и/или тестирования составляют члены аттестационной комиссии». Перспективный порядок: «22. Аттестация работника проводится в форме устного опроса или тестирования, в том числе дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 23. Перечень вопросов для проведения тестирования аттестуемых работников формируется членами аттестационной комиссии ». Значит, тезис нашего первого собеседника о том, что аттестация иногда становится «крайней мерой» в руках работодателя, вполне жизнеспособен. Другой собеседник, наш давний знакомый Руслан Ахметов, сам в своё время пострадавший именно от предвзятой аттестации, поделился своими наблюдениями: «К данному мероприятию администрация очень часто прибегает, как к способу борьбы с неугодными. Пример тому моя ситуация. Она эффективна потому, что проводят её по беспределу, в нарушении существующего порядка: 1. Обучение не проводят, обязывают заниматься самоподготовкой; 2. вопросы в билетах поставлены не в рамках осуществляемых работником функций, что ставит его в заранее проигрышное положение; 3. вопросы из билетов заранее не выдают. Если на аттестации «завалят», и работник обратится в суд, то администрация откровенно пользуется тем, что суд не объективен не только в этом предмете, но и во всём, что связано с железной дорогой». Один из моментов, на который обратил внимание Руслан Ахметов — отсутствие возможности ознакомиться с вопросами, в новом порядке проведения аттестации решён: «23. Перечень вопросов для проведения тестирования аттестуемых работников размещается на официальном сайте владельца инфраструктуры, перевозчика или работодателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"». Будет ли этот пункт работать, узнаем с помощью наших народных корреспондентов.
Ещё один респондент Vgudok, машинист одной из дирекций тяги, до которых из Москвы ехать и ехать, по сути, повторил то, что сказали два наших предыдущих собеседника: «Сейчас аттестация в нашей дирекции тяги является инструментом для увольнения неугодных. Как инструкторов, так и работников локомотивных бригад. Несколько человек восстановились через суд после увольнения, а уволены были, так как не прошли аттестацию. Не дают проходить её на компьютере, как АСПТ, например. Проводят только в составе комиссии, в самой дирекции. Насколько это эффективно, когда люди ездят с других городов, тратя деньги РЖД на дорогу, не мне судить. Если сдавать аттестацию честно, то пройдёт, с учётом уровня обучения в депо, наверное, не очень много. Работа через 16, времени на развитие маловато, а точнее совсем нет. Люди с таким графиком работы восстановиться не успевают, не говоря о развитии». Обратите внимание, мы не подводили наших собеседников к тому или иному ответу формулировкой вопроса. Мы просто просили поделиться своим мнением об аттестации. «Неужели всё так плохо?» — задались вопросом мы и совместно с группой «МАШИНИСТЫ И ПОМОЩНИКИ» в соцсетях решили повторить опрос с гораздо большей выборкой. Вот результаты:
- Почти пять процентов респондентов на условиях анонимности признались, что в их депо можно получить аттестацию автоматом. - Столько же оставили очередному экзамену право на жизнь. - Менее восьми — вообще не в курсе, что это такое. - Десять с лишним процентов участников согласились с тем, что аттестация удобна для расправы с неугодными. - И почти 83 процента сочли аттестацию очередным никчёмным экзаменом. Нам кажется, что тут есть над чем задуматься. Ещё не перебор? Для сомневающихся в реальности опроса вот ссылочка, проверяйте. Для сравнения мы попросили рассказать о том, как проводится экзаменационная работа у коллег по транспортному цеху. Руслан, водитель троллейбуса: «Раз в год — ПДД, должностная инструкция, электробезопасность. Плюс раз в пять лет транспортная безопасность. Всё в виде тестов, когда из трёх правильных ответов нужно выбрать наиболее правильный. Совсем недавно разослали на телефоны какие-то тесты, но мы пока не знаем, что это. Не иначе, очередную ерунду придумали». Николай, водитель автобуса: «Во время работы возникает необходимость сдавать два зачёта в год: ПДД и транспортная безопасность (ТБ). С ПДД всё понятно, билеты идентичны официальным в ГАИ, но сделать можно не больше одной ошибки. В принципе, если завалил, тебя не отстраняют, и даже есть полгода (!) на пересдачу. Ещё есть сезонные инструктажи, они совсем короткие, и ПДД там не сдаются. Есть специальные инструктажи (крупное ДТП, начало летних каникул у детей, изменения в организации дорожного движения). Устроившие ДТП по своей вине сдают ПДД, но уже не в парке, а в учебном комбинате.
Если не сдать с третьего раза (а новую попытку можно сделать только на следующих занятиях через месяц), то от работы отстраняют. По транспортной безопасности организовываются раз в год занятия, с обширной программой (четыре дня по четыре часа лекций, в конце зачёт), включающей в себя массу ненужных водителям знаний. По сравнению с дорогой всё очень, очень, предельно гуманно. Инструктажи даже оплачиваются, но по голому тарифу». Ещё один собеседник Vgudok — человек, интересующийся «железкой», он в курсе происходящего, поэтому привёл ещё один пример, просто для сравнения: «На линии дефицит водителей — имеющихся стараются удержать, максимальное наказание — 10% премии». Но вернёмся к аттестации, точнее, теперь уже к новому порядку её проведения. Принципиальных новелл, которые были бы важны для работника, мы в нём не обнаружили. Поменялись некоторые процессуальные сроки, оговорена возможность использования сети «Интернет». Действующий порядок определял целью аттестации проверку «знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта» (п. 2).
Новый порядок исключает из перечня иные нормативные акты, одновременно определяя круг тех, кто будет проводить аттестацию: «Аттестация проводится владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего , перевозчиками юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с настоящими Порядком и сроками в целях проверки знаний Правил технической эксплуатациижелезных дорог Российской Федерации » (п. 1). Круг лиц, подпадающих под необходимость проведения аттестации, остался неизменным. Это работники «железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования». Вместо P. S. Экзаменов железнодорожники сдавали много всегда. С наступлением новых времён систему проверки знаний как прорвало. Появились СДО, АСПТ. Об их бесполезности при существующей реализации мы писали много раз, вот, и вот. Чуть позже пожаловала АС ГРАТ. Обратите внимание, речь идёт не о системах получения знаний, а об их проверке. Что именно изменится для железнодорожников весной 2025 года, и как нововведения отразятся на работе транспортной отрасли, покажет время. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов