Бизнесмен Булат Абилов заявил о намерении создать политическую партию
Инициаторы создания партии заявили также о намерении принять новую Конституцию для перехода от «суперпрезидентской» формы правления к парламентской.
В состав инициативной группы, сообщил бизнесмен, вошли журналист Рысбек Сарсенбайулы — младший брат Алтынбека Сарсенбаева, а также гражданская активистка Бэлла Орынбетова и бывший заместитель председателя Национального банка Казахстана в 1999–2000 годах Искандер Бейсембетов.
Проект программы объединения предусматривает, что парламент будет формировать правительство и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, а вся полнота исполнительной власти должна перейти к премьер-министру и правительству. «Мы максимально ограничим полномочия президента и введем его непрямое избрание квалифицированным большинством депутатов парламента», — говорится в документе.
Наряду с этим группа выступает за ликвидацию фонда «Самрук-Казына», а также выход Казахстана из Евразийского экономического союза и Организацию Договора о коллективной безопасности. По словам инициаторов, в случае регистрации партия будет добиваться проведения тщательного расследования потрясших страну событий, включая Голод 1920–1930-х годов в Казахской степи, называемый Ашаршылық, Декабрьские события 1986 года, кровопролитие в Жанаозене 2011 году, январские события 2022 года, а также убийства политиков Заманбека Нуркадилова, Алтынбека Сарсенбаева, общественных деятелей, журналистов.
Также бизнесмен заявил о намерении инициировать референдум по переименованию Казахстана в Қазақия и столицы Нур-Султан — в Алаш-Орду. «30-летие [независимости] пришлось на кровавые события в январе, когда пролилась кровь и ушел бессменный правитель нашей страны. Никаких политических и социальных изменений мы не наблюдаем после январских событий», — сказал Булат Абилов.
Рысбек Сарсенбайулы на пресс-конференции заявил, что «обрадовался возвращению Булата Абилова в политику и его намерению создать партию».
— В партию мы приглашаем молодежь. Нужно привлекать их в политику. Нужны люди, готовые менять общество к лучшему и являющиеся компетентными специалистами в своих сферах, — сказал Сарсенбайулы.
Бэлла Орынбетова заявила, что «осознала свою ответственность» и сделала свой выбор, и призвала других последовать ее примеру.
В конце прошлой недели Булат Абилов планировал на пресс-конференции сделать «политическое заявление». За день до мероприятия он заявил о переносе пресс-конференции на другую дату из-за «отказа в последний момент администрации отеля, с которым была договоренность об аренде зала».
Булат Абилов — известный казахстанский предприниматель, политический деятель. В начале 2000-х годов был членом политсовета общественного объединения «Демократический выбор Казахстана», сопредседателем партии «Ак жол», которая тогда считалась «конструктивной оппозицией». В сентябре 2013 года Абилов заявил об уходе из политики и решении заняться «творческими планами».
После кровопролитных январских событий 2022 года Булат Абилов разместил видеообращение в Сети, призвав выйти на «траурный митинг» на площади Республики в Алматы. На этом митинге Абилов заявил о необходимости отменить закон о первом президенте и переименовать проспект Назарбаева в Кантар (в память о январских событиях) и установить там монумент.
Последние несколько лет ряд инициативных групп и организаций заявляли о планах зарегистрировать свои объединения как политические партии, но пройти регистрацию им не удалось, инициаторы заявляли о препятствиях со стороны властей. О существенных ограничениях права на участие в политической жизни и возможности регистрации новых политических партий в Казахстане отмечалось в докладе Государственного департамента США о ситуации с правами человека в мире в 2021 году.
Оппозиция считает, что власти регистрируют только лояльные им партии. Согласно законодательству Казахстана, для регистрации партии в ее рядах должно быть не менее 20 тысяч членов, организаторам нужно провести учредительный съезд с участием не менее тысячи человек, представляющих разные регионы страны. После январских событий власти анонсировали новые послабления в регистрации политических партий, однако наблюдатели отмечают, что процесс регистраций партий по-прежнему остается забюрократизированным и власти по различным причинам могут отказать в регистрации объединений.