Машинисты РЖД матерят студентов. Дипломники из ПГУПС придумали ещё одну систему контроля за железнодорожниками, которым это не понравилось
Сегодня — День знаний, или по старинке Первое сентября. В этом году праздник выпал на воскресенье, но уже в понедельник кто-то сядет за парты, жаждая новых знаний, а кто-то их уже получил и даже предложил, как применить на практике. «Горе от ума», или «Даёшь инновации в кабину!» — в нашем первом осеннем материале. Не так давно СМИ облетел сюжет о двух студентах Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС), представивших в качестве дипломного проекта разработку, задачей которой является определение состояния машиниста на основе данных, получаемых от видеокамеры. Камера нацелена на лицо машиниста, сто процентов времени поездки он находится «в кадре». Посмотрите, это займёт меньше четырёх минут.
Vgudok много пишет о несовершенстве, а порой и вредоносности так называемых «приборов безопасности», которыми заполнена кабина. На смену морально устаревшему скоростемеру пришло давно ожидаемое электронное устройство — комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ). Вместе с избавлением от несовершенной системы записи параметров латунным писцом на бумажную ленту, КЛУБ избавил машиниста от покоя: разработчик прописал такой алгоритм работы, при котором львиная доля внимания машиниста уходит на работу с КЛУБом, а не на слежение за дорогой. Вдогонку за КЛУБом в кабину пожаловала ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста), логически с КЛУБом не связанная. Машинист превратился в обезьяну, прыгающую по кабине и нажимающую расположенную под потолком вторую рукоятку бдительности. 13-й пакет программного обеспечения КЛУБ-У окончательно избавил устройство от здравого смысла и превратил машиниста в психопата.
И вот ещё одно устройство, которое юные студенты хотят пропихнуть в кабины.
Причём тестировали они свою поделку на тренажёре «Ласточки». Откроем небольшой секрет: в тех депо, где есть и обычные электрички, и «Ласточки», на «птичек» берут тех, на кого можно гарантированно положиться. Да и на простых электричках разгильдяев не держат. Зачем тогда эта система? Потрудились ли студенты узнать, какова статистика по событиям, произошедшим из-за нахождения машиниста в плохом настроении или отвлечения — а это те факторы, «ловить» которые собрались авторы разработки — среди машинистов скоростного и, не приведи господи, высокоскоростного подвижного состава? Подскажем: статистика нулевая. И напомним: ведь ТСКБМ же стоит, должна привести в чувство или разбудить, если что (правда, будит не всегда — раз и два). Другими словами, каковы были входные данные для начала работы? Очевидно, что никаких. Наверное, парни ни разу не были в кабине и не представляют, что там творится, подумали мы, просматривая телерепортаж.
Как бы не так! Наши рабкоры тут как тут: оказывается, один из разработчиков, Даниил У., в составе студенческого отряда «Ладога» работает помощником машиниста! Значит, знает, как будет встречено его «изобретение». Но вот тут мы потерялись в пространстве. Как-то незаметно канули в Лету времена, когда авторитет, да и просто имидж в коллективе что-то значили. Ныне одному из разработчиков наплевать и на коллег, и на отношение к себе с их стороны: *«Если введут такое г…о, хоть знаем кого сжигать за пунктярой (пунктом оборота — прим. ред.) заживо», — пишут коллеги в рабочем чате. «Я уеду из страны, буду пивко [пить] на берегу океана», — отвечает разработчик. «Северного Ледовитого», — уточняют товарищи. К слову, сам разработчик к своей разработке относится совсем не так, как наговорил на камеру: «Не ну там [вымарано] красиво сказанули в репортаже, сам смотрел думал, что всё правда так».
После этих слов не хочет ли ВУЗ аннулировать диплом своего выпускника?
Второй разработчик, Павел Д., в поездах не работал и, похоже, действительно верит в необходимость разработки. Чтобы избежать возможных обвинений в однобокости подхода к теме, мы совместно с администрацией группы «Машинисты и помощники» в соцсетях провели опрос. За несколько часов в опросе приняло участие больше тысячи человек. Вот результаты: Два студента из ПГУПС разработали систему, которая в состоянии распознавать состояние машиниста по данным видеокамеры, направленной на лицо машиниста. Каково ваше мнение о разработке?
Всего лишь чуть больше полутора процентов пользователей считают, что система нужна. И это, на наш взгляд, самая беспощадная оценка. Тезис о недопустимости вмешательства в личную жизнь посредством видеонаблюдения, о котором говорилось в репортаже, поддержали 12 процентов участников. Лидером мнений стало предположение о том, что, непрерывно находясь под камерой, машинист тронется психикой и допустит бо́льшие ошибки. 38 процентов. Наш скепсис о том, что разработка составит компанию печально зарекомендовавшим себя КЛУБ-У и ТСКБМ, поддержало 26 процентов проголосовавших. Выпендрёжем сочли разработку почти 22 процента. Тех, кто готов прочесть честные отзывы реальных людей, милости просим по ссылке: Самый мягкий отзыв примерно такой: «Об…ть и на мороз». Те, что пожёстче, цитировать не решаемся.
Вам мат, господа студенты. И ПГУПСу, который это одобрил, тоже.
Рассказывая о разработке под сводами ПГУПС, доцент вуза Анатолий Володин говорит, что студенты «могли выбрать простой типовой проект, получить свою заслуженную пятёрку» (конец цитаты). Ваши бы слова, Анатолий Александрович, да ректору в уши. Не лезли бы парни туда, где в их услугах не нуждаются. *скриншоты имеются в распоряжении редакции P. S. В разных локомотивных депо в разное время пытались внедрять системы видеонаблюдения в кабинах. Удивительно, но все они почему-то довольно быстро выходили из строя. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов