Углю помогают кондиционеры и отмена пошлин. Импорт энергетического угля в Азию растёт за счёт Японии и Южной Кореи; Россия готова возить больше, но мешают ЖД и порты
Объём импорта энергетического угля в Азию морем достиг в августе наивысшего значения за 8 месяцев в основном за счёт развитых стран Восточной Азии, а не обычных тяжеловесов — Индии и Китая. 79,87 миллиона тонн топлива, в основном используемого для выработки электроэнергии, поступили в азиатские порты в августе, по данным аналитической компании Kpler. Это превышает июльский показатель в 77,1 миллиона тонн и является самым высоким значением с декабря, когда общий объём поставок достиг 80,54 миллиона тонн. Позитивные цифры говорят о том, что, как действительно имеющиеся на сети РЖД проблемы, так и сильно преувеличенные слухи о них могут запросто спровоцировать рост цен на внешних рынках. Спрос на энергетический уголь в Азии усилился в последние месяцы в связи с более высокими, чем обычно, температурами воздуха этим летом, что, в свою очередь, повысило расход электроэнергии на кондиционирование воздуха. Этот рост спроса особенно сильно ощущался в экономически развитых странах Восточной Азии — Японии, Южной Корее и Тайване. Япония, третий крупнейший импортёр угля после Китая и Индии, получит в августе 9,09 миллиона тонн угля — это некоторое снижение по сравнению с июльским показателем в 9,53 миллиона. Надо отметить, что в июле и августе импорт угля в Японию достиг наибольших значений после пикового зимнего месяца января, кроме того, показатель нынешнего августа превышает объём импорта в том же месяце прошлого года, когда он составил 8,91 миллиона тонн.
Южная Корея, находящаяся на 4 месте по импорту энергетического угля, в августе должна получить 8,27 миллиона тонн этого топлива, что станет самым высоким значением с июля 2022 года и существенным ростом по сравнению с июлем, когда было импортировано 6,58 миллиона тонн. Общий объём импорта Тайваня оценивается в 4,13 миллиона тонн в августе, что слегка меньше, чем в июле (4,46 миллиона). Эти два месяца стали для страны рекордными с сентября прошлого года. Эти три страны объединяет то, что они предпочитают закупать высококачественный энергетический уголь и ориентируются на австралийский уголь, отгружаемый в Ньюкасле, энергетическая ценность которого составляет 6000 ккал/кг. Цена на такую марку угля, по данным аналитического агентства Argus, достигла наивысших значений с конца декабря и составила к 23 августа 146,03 USD за тонну. Это лишь слегка выше цены предыдущей недели, которая составляла 145,92USD, но в целом цена поднялась на 11,7% с минимального за полгода значения в 130,68 USD, отмеченного 28 июня. И если цена высококачественного австралийского угля росла в связи с ростом спроса в Восточной Азии, то же самое нельзя сказать о топливе более низких марок, которое предпочитают Китай, Индия и покупатели из Юго-Восточной Азии вроде Вьетнама и Малайзии. Австралийский уголь энергетической ценностью 5500 ккал/кг упал к 23 августа до 86,41 USD за тонну. Цены идут вниз четвертую неделю подряд и достигли наименьшего уровня с апреля.
Индонезийский же уголь энергетической ценностью 4200 ккал/кг снизился до минимального за последний год уровня в 50,64 USD за тонну. И это пятая подряд неделя падения цены. Индонезия является крупнейшим экспортёром энергетического угля, а Австралия занимает второе место. Китай и Индия, со своей стороны, являются крупнейшими покупателями индонезийского низкосортного австралийского угля. Объём китайского импорта этого топлива слегка подрос в августе до 29,97 миллиона тонн с 28,52 миллиона в июле. Тем не менее, за последние четыре месяца объём китайского импорта почти не менялся, находясь в районе 30 миллионов тонн, что, возможно, указывает на то, что спрос, после существенного роста в последние два года, выравнивается. Индия по итогам последнего летнего месяца должна импортировать 13,45 миллиона тонн энергетического угля. Подобно Китаю, индийский импорт за последние три месяца менялся незначительно, находясь в районе 13,5 миллиона тонн. Стабильность спроса в Китае и Индии, вероятнее всего, объясняет некоторое снижение цен на низкосортный уголь, тогда как увеличение импорта в Северную Азию объясняет повышение цена на более высококачественное топливо. Российский экспорт энергетического угля в этом направлении тоже вырос в период с мая по июль этого года. Кроме погодных факторов этому поспособствовала отмена российским правительством экспортных пошлин на этот товар, рассказал Vgudok источник редакции на угольном рынке. «Говоря о росте экспорта угля в Китай, стоит отметить, что мы обсуждаем объёмы, а не финансовую выгоду. Дело в том, что на азиатском рынка наш уголь торгуется с дисконтом, да и общемировые цены сейчас далеки от пиков. Вдобавок Китай вернул импортные пошлины, а это ещё минус 6% от цены за каждую тонну. Отсюда получаем рост отгрузок, но падение выручки.
Думаю, что пока рано говорить о выгоде отечественных экспортёров в части отправок в АТР. Экспорт нашего энергетического угля в Китай увеличился на 1,2% в годовом исчислении в период с февраля по апрель и на 8,8% в годовом исчислении в период с мая по июль. Но глобально это не спасёт отрасль от кризиса», — сетует наш собеседник. В мае-июле Россия экспортировала морем 37,3 миллиона тонн энергетического угля — существенный рост по сравнению с 29,4 миллиона тонн в феврале-апреле. Экспорт показал рост даже по сравнению с маем-июлем 2023 года, когда он составил 36,7 миллиона тонн. И это несмотря на то, что год к году экспорт российского угля в 2024 всё ещё уступает показателям 2023.
Один из источников S&P Global в Сингапуре рассказал, что, по его мнению, отмена Россией экспортных пошлин на уголь является важнейшим фактором, повлиявшим на то, что не только Южная Корея переключилась с колумбийского угля на российский, но и Индия стала предпочитать его австралийскому. Импорт российского энергетического угля в Китай вырос на 1,2% год к году в период с февраля по апрель и на 8,8% с мая по июнь, несмотря на то что Пекин установил 6% импортную пошлину на этот товар. Китайский спрос на высококалорийный уголь вырос невзирая на спад промышленной активности и снижение спроса на электроэнергию, выработанную на ТЭС в связи с тем, что дожди в некоторых частях страны позволили увеличить гидроэлектрогенерацию. В 2024 году Китай уже импортировал 222 миллиона тонн энергетического угля, что превышает 217,7 миллиона тонн, закупленных за весь 2022 год. Похоже, что показатели текущего года сравняются с 329,5 миллиона тонн, которые страна импортировала в прошлом году.
Япония, Южная Корея и Тайвань были среди тех государств, которые наложили ограничения на импорт из России. Тем не менее, волна жары в этом регионе привела к тому, что покупатели из этих стран тоже стали приобретать высококалорийный уголь из РФ. Проблемы с поставками из Колумбии, высокие ставки фрахта на маршрутах из Атлантического океана в Азиатско-Тихоокеанский регион также способствовали росту спроса на российский уголь. Спрос на него со стороны Индии оставался стабильным в мае-июне, тогда как в феврале-апреле он был на 47,8% ниже,чем в том же периоде прошлого года из-за увеличившейся местной добычи, волатильности фрахтовых ставок и наличия более дешёвых альтернатив. Цены на российский уголь энергетической ценностью 6000 ккал/кг на условиях FOB Россия Балтика резко снизились до 69,2 USD в мае-июле текущего года с 97,4 USD за тот же период 2023, такой же уголь на условиях FOB Россия Тихоокеанское побережье подешевел на 12 USD за тонну год к году до 92,8 USD в мае-июле, что вызвало дополнительный интерес со стороны ключевых покупателей в Азии. С конца же июля цены на российский энергетический уголь начали расти в связи с логистическими сложностями и ограниченным предложением.
По словам одного из сингапурских трейдеров, в последние несколько месяцев произошло резкое снижение поставок российского угля в портовые терминалы на Северо-Западе и Дальнем Востоке России в связи с ограниченными возможностями российских железных дорог и высокой стоимостью перевозки. Ходят слухи, что отгрузки российского угля из Дальневосточных портов будут ограничены до сентября-октября. В целом, необходимо отметить, что спрос в Восточной Азии имеет достаточно выраженную сезонность и сейчас должен вступить в период ослабления между летним и зимним пиками, что может потянуть вниз цены на этот товар. С другой стороны, многое будет зависеть от того, захотят ли энергоснабжающие организации в этих странах создать существенные запасы топлива перед зимним пиком потребления, что может вызвать повышенный спрос в межсезонье. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Игорь Кузнецов, по материалам Reuters, S&PGlobal