Кто украл у Кубани полеты за границу?
Кто украл у Кубани полеты за границу?
Их можно понять, ибо каждый день появляются новости о новых рейсах за границу, знакомые публикуют в соцсетях смачные кадры отдыха на Занзибаре, в Дубае, на Мальдивах и других странах. А на сайте родного аэропорта и в справочной сообщается, что «международное сообщение закрыто».
Ситуация меж тем проста: Правительство РФ хоть и ограничивает международные полеты, но в основном для региональных воздушных портов. К настоящему моменту РФ возобновила авиасообщение с 19 странами, включая Турцию, Танзанию, Швейцарию, ОАЭ, Мальдивы, Египет, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Сербию, Кубу, Японию, Сейшельские Острова, Эфиопию, Вьетнам, Индию, Катар и Финляндию. Но ни с одной из перечисленных стран нет авиасообщения из Краснодарского края. Большинство рейсов выполняется из Москвы, чуть меньше из Питера, и совсем немного из Казани, Екатеринбурга, Калининграда, Новосибирска и Ростова-на-Дону.
Вчера разрешено возобновить международное сообщение аэропортам Астрахани, Екатеринбурга, Иркутска, Махачкалы, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Перми и Хабаровска. Ни одного кубанского аэропорта в списке не оказалось. Краснодар, Геленджик, Сочи и Анапа по-прежнему пролетают. По какому принципу раздается право наводить мосты с ближним и дальним зарубежьем? Кто-то учитывает тот факт, что больше всего страдают даже не аэропорты Кубани, сколько сами жители Краснодарского края и прилегающих регионов.
И где логика, скажите? Казалось, более идеального варианта для международного сообщения придумать сложно. Сочинский аэропорт последние 7 лет стремительно рос, став в итоге пятым по величине в России и самым большим за пределами Москвы и Питера. Аэропорт работает в рамках режима «открытое небо» по 5-й свободе воздуха. А летом, сразу после карантина, умудрился установить абсолютный рекорд посещаемости, перебив достижения ЧМ по футболу и Олимпиады.
Небольшой, но комфортный аэропорт Анапы одним из первых в стране восстановил показатели пассажиропотока, при этом сумев превысить показатели пассажиропотока 2019 года.
Краснодарский аэропорт, имеющий удачное расположение с точки зрения географии, успешно справился с кризисом, оснастился всем необходимым для защиты сотрудников и пассажиров от коронавируса – от тепловизоров до мобильных лабораторий для сдачи тестов. Во многом поэтому сейчас активно ведется работа над строительством мультимодального транспортного хаба, который в будущем сможет конкурировать со Стамбулом – абсолютным хедлайнером в этой части планеты.
Так как основные транспортные узлы сосредоточены в центральной и северо-западной частях страны, у кубанской столицы есть все шансы стать главной точкой авиационного сближения на тысячи километров вокруг. Но откуда летают самолеты? Из соседнего Ростова. Традиционный соперник Краснодара за эфемерное звание столицы Юга обладает хотя и новым, широко разрекламированным, но абсолютно неудобным по расположению аэропортом Платов. Он настолько далеко от города, что иногда полет занимает меньше времени, чем поездка до Ростова. Поэтому самое популярное впечатление со стороны пассажиров звучит так: «Красиво, дорого, неудобно». Краснодарский аэропорт, несмотря на свой скромный вид, расположен в городской черте. Плюс к этому, как отмечают пилоты, у него одна из самых удобных взлетно-посадочных полос.
И это не все проблемы с месторасположением. Самую главную никуда не передвинешь. Это близость к границе с Донбассом – регионом, над которым периодически мерцает зарево боев и перестрелок. А летать через территорию Украины российским самолетам запрещено. Вот и приходится несчастным самолетам делать огромный крюк, тратить дополнительные деньги и соответственно повышать цену билетов. В результате страдают все: авиакомпании, пассажиры, навигация. Все, кроме владельцев аэропорта.
Из Ростова можно полететь в Ереван, Стамбул и Дубай, а с 29 января еще и в Кишинев. И эта новость сродни ножу в спину, разбитым надеждам, душевному потрясению не только коренных кубанцев, но и живущих в крае граждан других государств. Дело в том, что авиакомпания Air Moldova – многолетний и традиционный партнер для краснодарской воздушной гавани. Кишинев был традиционным направлением из «маленького Парижа», авиакомпания осуществляла множество чартерных рейсов через Пашковский аэропорт. Сейчас российские авиакомпании хотят выйти на некогда популярные маршруты, а нельзя. Список аэропортов ограничен. И вынуждены наши перевозчики выбирать из того, что есть, чем терять доходы. Потому что уж лучше неудобный рейс через Ростов, чем банкротство.
Что или кто стоит за запрещением международных полетов в аэропорты Кубани, остается тайной. Есть Краснодар, который очень далек от границ, и гораздо ближе к Кишиневу и Стамбулу. Хорошо, не нравится вам Краснодар, возьмите современный и популярный Сочи, который лучше остальных помнит, каково это обслуживать большое количество пассажиров. В декабре прошла всемирная онлайн-конференция Routes Reconnected, которая объединила почти все мировые аэропорты и авиаперевозчиков. По её результатам более десятка авиакомпаний готовы хоть сейчас открывать сообщение, была бы открыта граница. Но нет, летайте через Ростов-на-Дону.
Предполагаем, что причиной может быть заинтересованность господина Виктора Вексельберга, чей холдинг «Аэропорты регионов» владеет ростовской воздушной гаванью. Известно, что предприниматель вхож в высокие кабинеты и, возможно, пестует свои аэропортовые детища.
Еще больший абсурд в том, что Краснодарский край вроде как туристический регион, а сюда запрещены рейсы даже из ближнего зарубежья. Много курортов в Ростовской области? Вопрос риторический. Но что сделала администрация региона для того, чтобы открыть рейсы? По большому счету ничего. А ведь международные рейсы – это прибыль, а в такие жуткие времена отказываться от каких-либо доходов могут либо святые, либо безумцы. Или власти уже заработали себе на хлеб с маслом?
Вопросов так много, что становится тяжко и тоскливо. Проблема в том, что любому региону необходимы международные рейсы. Это существенная строка его бюджета. В 2020-м году в аэропорту Краснодара международный пассажиропоток уменьшился на 83%. В Сочи на 79%. Отсутствие рейсов продолжается, часть персонала до сих пор находится в простое.
Персонал не получает премии в связи с падением выручки в аэропортах. И если кто-то большой и влиятельный там, «наверху», подумал, что у Кубани и так все хорошо и нечего жить лучше других, поддержим соседей, то пусть знает, что тем самым он наносит урон всей авиационной отрасли. Откройте границы, а дальше регионы и аэропорты разберутся сами. Дайте людям самим решать, куда лететь, где отдыхать и как зарабатывать, и все станут счастливее. А противоковидные меры все будут обязательно применять, потому что уже все понимают, что это за зараза – ковид 19.