Дефицит газа грозит Европе февральским локдауном
В феврале в Европе может возникнуть физический дефицит газа, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, добавив, что эту проблему может решить российский газ, поставленный по «Северному потоку – 2».
Газовая ситуация в Европе ухудшается
Главной интригой европейской экономики в начале 2022 года является развитие ситуации на газовом рынке.
Запасы в европейских подземных хранилищах газа (ПХГ) на конец 2021 года были ниже 60%, более того, европейские энергокомпании отобрали из инфраструктуры 43% сырья, закачанного в емкости в течение прошедших лета и осени.
Это демонстрирует, что газовые запасы в Европе иссушаются, а проблема усугубляется. Самый сложный период наступит во второй половине января, когда потепление на континенте закончится, а температура резко снизится.
В последнюю декаду декабря в Европе произошел отскок цен на газ: котировки снизились с исторических пиков в районе 2100–2300 долларов за тысячу кубометров до уровней, являющихся нормальными начиная с октября, т. е. в районе 1100–1200 долларов.
В Европу из Азии отправились несколько СПГ-газовозов, но не факт, что тренд продолжится. Китайская экономика, в отличие от Европы, растет, а Япония и Южная Корея жизненно зависят от поставок сжиженного газа.
Если температура в Азии снизится, то это увеличит спрос на газ, вырастут цены, а СПГ-газовозы вернутся на азиатский рынок. Европа в последние годы проигрывает ценовую войну Азии, поэтому дело зависит от спроса в главных региональных экономиках.
США планируют запустить новые СПГ-мощности, но они будут доступны только к следующей зиме, а пока мировому газовому рынку придется переживать последствия пандемии 2020 года, когда производство сырья снизилось. Из-за этого предложение не поспевает за спросом, вследствие чего возник глобальный дефицит, а газовые котировки аномально выросли.
Что касается Европы, то старый континент сэкономил на газовых закупках в теплое время года, и это скажется на положении дел в европейской энергетике в феврале и марте 2022 года, когда наступит пик газового потребления из-за низких температур.
Европе грозит физический дефицит газа
«Дефицит газа в Европе продолжит усугубляться, европейцам может начать не хватать сырья. По мере истощения ПХГ европейцам понадобится больше импорта. Существует риск полного истощения хранилищ – одного из главных источников газа», – констатирует Юшков.
В январе 2022 года уровень загрузки европейских ПХГ опустится ниже 50%, и это станет критичным фактором для континентальной экономики.
«Не надо забывать и про то, что чем меньше в хранилищах сырья, тем меньше его можно отбирать», – заключает Юшков.
Газовые поставки станут еще меньше, и рынок займется паническим поиском альтернативных источников.
«Европейцам придется больше импортировать газа, а источников импорта, если не брать в расчет “Северный поток – 2”, не прибавилось, поэтому им придется вести переговоры по увеличению закупок газа в России», – резюмирует Юшков.
Российский газ является не только самым доступным по цене, но и единственным вариантом увеличения поставок. Для этого придется запустить «Северный поток – 2» и согласовать сертификацию проекта в Германии и ЕС, иначе Европа рискует получить дефицит газа.
Под «Северный поток – 2» у РФ есть новые поставки: дело не в политике, а в том, что у проекта другое транспортное плечо, чем у польского и украинского маршрутов, но пока европейские партнеры продолжают идти на принцип.
Если такая линия в Европе продолжится, то в случае холодной погоды в Европе возникнет физический дефицит газа.
«Не исключены коллапсы, часть потребителей, возможно, придется отключать. Население оставят с отоплением, а производства отрубят от теплоснабжения. Такие кризисы могут случиться в отдельных европейских регионах», – резюмирует Юшков.