МCБ, Ник, Майк, Циник, Семибоярщина и Порядок. Прогнозы на 2022 год от анонимных Telegram-каналов
Следующий год – максимально непредсказуем. «Белсат» уже публиковал прогнозы политолога, экономиста и психолога, а теперь обращается к анонимным Telegram-каналам, которые многим заменили политологов, экономистов и даже психотерапевтов.
На вопросы «Белсата» ответили авторы политических каналов «Мая краіна Беларусь», «Ник и Майк», «Cynic», «Минская Семибоярщина» и «Белорусский порядок».
Аналитики и авторы Telegram-каналов иногда употребляют фразу «черный лебедь» – это понятие из теории американского эссеиста Насима Талеба и означает редкое событие, которое трудно спрогнозировать, но которое имеет значительные последствия. К концу XVII в. в Европе считали, что лебеди бывают только белые – пока не увидели черных в Австралии.
1. Удержится ли Лукашенко до конца 2022 года?
А может, уйдет на второй план после референдума? Или будет свергнут революцией? Может, Путин сделает из Беларуси неофициальный «субъект федерации»?
«Мая краіна Беларусь»: Удержится, уход на второй план маловероятен. Революции пока не будет. Путин будет поддерживать, и возможно, подпишут еще какие-нибудь дорожные карты, но субъектам РФ Беларусь не сделается.
«Ник и Майк»: Не удержится в кресле президента. Пока наиболее вероятен сценарий перехода на пост председателя Всебелорусского собрания. Это означает медленное, но точное движение на свалку истории. Ни один транзит по такой схеме не привел к контролю «бывшего» над преемником в 100 %. Самый свежий пример на постсоветском пространстве-Казахстан. Назарбаев медленно, но верно начал терять влияние на ситуацию в стране. При том, что уходил он в более-менее стабильной ситуации в стране и остается уважаемым человеком. Лукашенко такое не снится. Это путь к развалу системы через создание системы двоевластия. И он это прекрасно понимает, поэтому до последнего оттягивает запуск процесса. Если Путин даст кредит в запрашиваемом объеме, от $ 3,5 млрд, это будет означать дальнейший дрейф в сторону сдачи остатков суверенитета в концепции «две страны, одна экономика». В этой парадигме Лукашенко тоже места нет. Россия будет покупать лояльность силовиков и чиновников. Вариант революции также вероятен, особенно если система во время «чисток» нелояльных окончательно добьет и себя, и экономику.
«Cynic»: Лукашенко в роли «главного» до конца 2022 года не будет. Изначально был план сделать транзит в апреле, но от такого сценария отказался сам аппарат Луки. К концу 2022 года будет выработан механизм, который позволит спилить сук, на котором держится режим. Может, ситуация затянется до весны 2023-го. Если не будет активного народного всплеска, то этот транзит будет фактически превращением в «союзное государство». После референдума состоится попытка свержения. Вопрос в количестве и в готовности к мобилизации. Я не получал подтверждений радикальной мобилизации, поэтому на революцию я бы не ставил, хотя подавить протест масштабов 2020 года режим не сумеет. Если будет выход за рамки со стороны народа, победа бесспорна. Вижу проблему в массовой эмиграции активного населения и репрессий самых активных – без дворовых лидеров все труднее.
«Минская Семибоярщина»: Сценарий-2022 и его тенденции достаточно очевидны. Как ни печально, но в течение следующего года Лукашенко на второй план не уйдет. Он сумеет удержать в своих руках управление государственным бюджетом и экспортными поступлениями. Его личный контроль над силовыми структурами в целом будет сохранен. Предпосылки для революции в ее классическом понимании продолжат формироваться. Ситуация будет в стадии всеобщего «окопного противостояния», волнообразных провокаций и информационной войны. Любые варианты «субъекта Федерации» исключены.
«Белорусский порядок»: Если ситуация будет идти таким темпом, как сейчас, то точно удержится. Но вероятность «черных лебедей» сохраняется, и возможно, какие-то из них могут быть непредсказуемо сильными. Неожиданная фигня с репрессиями, какой-нибудь идиотский закон, арест кого-то из элиты, кого не стоило трогать. Референдум кардинально не изменит ситуации с должностью и полномочиями Лукашенко, но во время его проведения режим наломает дров, и «перевернуть страницу», легитимизировать ситуацию не получится.
2. Увеличится ли экономический кризис?
Доллар за 5 рублей, талоны на еду, зарплата калием и запасными деталями тракторов?..
«Мая краіна Беларусь»: Кризис усугубится, но не радикально. Думаю, курс будет около 3, максимум 4 рублей за доллар в конце 2022 года. Многих людей уволят, многие уедут за границу. Выплаты зарплат продукцией увеличатся, но не радикально
«Ник и Майк»: Пока другого сценария нет. Если бы в Беларуси была свободная экономика, доллар уже стоил бы более 3 рублей только из-за новостей об усилении санкций. Талонов исключать полностью нельзя – это будет копированием «передового» российского опыта (только там это называется «бонусные карты для наименее защищенных слоев населения»). Попытка выйти из кризиса, создав экономику мобилизационного типа, неизбежно приведет к ухудшению ситуации в стране и тотальному дефициту. Все, что переживал СССР на заре, на пике чисток и под конец. Мобилизационная экономика может воевать, но не создавать. Альтернатива – выполнение требований белорусского народа и нормализация отношений со всем миром. Но кто же на это пойдет? Зарплаты будут падать относительно покупательной способности. Не хотели бастовать – добро пожаловать в ситуацию стремительного обнищания и отсутствия перспектив. А зарплату можно и навозом выдавать. Тех, кто скучает по СССР с пломбиром, добро пожаловать в суровую реальность того времени: «тотальная жопа, зато коммунизм и ракеты хорошие». Только уже ни коммунизма, ни ракет. И пломбира, кстати, тоже.
«Cynic»: Экономический кризис будет усиливаться, экспорт снизится, цены вырастут, рубль будет частично стабилизироваться махинациями на восточных рынках. Включать печатный станок – вырастет инфляция. До талонов не дойдем – не успеем.
«Минская Семибоярщина»: Погашение внешнего долга – доминирующая проблема 2022 года. Кремль продолжит политику «ползучей помощи». Блокирующие пакеты акций МНПЗ, «Нафтана», «Гродно Азота», МЗКТ, БелАЗа, МАЗа, моторного завода, Светлогорского ЦКК перейдут под контроль российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Контрольные пакеты акций 34 промышленных госпредприятий второго уровня перейдут в руки «инвесторов» китайского, российского и оффшорного капиталов. Срывы сроков выплаты зарплат и социального пособия поимеют системный характер.
«Белорусский порядок»: Кризис будет расширяться, но шокового обвала не будет. Это отразится в первую очередь на ценах товаров, качестве государственных услуг. Напряжение и тревожность будут возрастать, а экономический блок будет делать все возможное, чтобы негативные последствия наступали мягко, размазывать их по времени.
3. Может ли произойти в 2022 году массовая забастовка?
Вернутся ли уличные протесты, или активируют план «Победа»?
«Мая краіна Беларусь»: К сожалению, и то, и то считаю невозможным в 2022 году. Если что-то случится, то это будет что-то очень непредсказуемое.
«Ник и Майк»: В обществе растет усталость и недовольство. Очень сложно мыслить и функционировать в условиях рабского труда в концлагере. Поэтому забастовка может случиться в формате «бунта пустых холодильников». Насколько быстро они будут пустеть, во многом зависит от «щедрости» России. Вместе с забастовкой могут вернуться и стихийные протесты без лидерства или с новыми локальными лидерами. Может, в условиях отсутствия внешнего финансирования хунта наконец поймет, что реальный двигатель и инициатор протестов – сама хунта. При этом в 2022 году уже будет сложно полагаться на шарики и цветочки.
«Cynic»: В забастовку не верю. По крайней мере, в классическую. Максимум – это остаться дома. Местные лидеры на заводах «под наблюдением», поэтому брать инициативу будет опасно. Забастовка возможна как финальная стадия протеста. Протест возможен и даже вероятен, но необходима работа над наращиванием массы. В условиях, когда местные лидеры дворовых мнений уехали или сидят, массовость будет обеспечить тяжелее, хотя удушение будет жестче, но в то же время менее массовым – здесь поможет партизанское движение. Уличный протест возможен только под референдум, и тогда же возможна активизация плана «Победа». Протестов во множественном числе не будет – возможен один с передышками в ночь.
«Минская Семибоярщина»: Во второй половине 2022 года в ряде регионов пройдут локальные забастовки на «уже бывших госпредприятиях» с параллельным кратковременным объединением с «улицей».
«Белорусский порядок»: Зависит от «черных лебедей». При нынешней динамике трудно осуществлять любые формы протеста. При таких условиях возвращение протестов, как в 2020 году, маловероятно. Но если произойдет что-то шоковое, то белорусы смогут выйти. Но здесь я больше верю в короткие и подготовленные события, вроде плана «Победа», чем в новую волну продолжительных стихийных протестов.
4. Миграционный кризис «дорастет» к обещанным Лукашенко вооруженных афганцев?
А может напряженность будет создаваться как-то по-новому, через наркотики и ядерные материалы? Успокоится ли все?
«Мая краіна Беларусь»: Миграционный кризис скоро закончится, и все успокоится.
«Ник и Майк»: Вооруженные афганцы – пока скорее блеф. Главный вопрос в возможностях доставки. Это авиация, что уже ограничено. Или железнодорожный транспорт, но задействование его – крест на транзите, но мы бы не исключали этого сценария.
Ядерные материалы – об этом говорил сам фюрер. Но этот ресурс – это «оружие Судного дня», можно использовать лишь однажды и с весьма непредсказуемыми последствиями.
Наркотики – более реально, особенно в свете нового витка активизации белорусско-венесуэльских связей. В Венесуэле другого серьезного ресурса не осталось. Но этот рынок разделен. И самоуправство на нем может стоить себе дороже.
«Cynic»:С миграционным кризисом пока ставим точку. Не вижу здесь особых путей развития. Новый виток, насколько я слышал, планировался на весну в качестве «украинского трека». Он возможен только в том случае, если переговоры на линии РФ – США зайдут в тупик. Так, мигранты возможны только под шумок провокации с химическим оружием на Донбассе. Полагаю, что не будут разыгрывать этой карты с афганцами, а максимум ограничатся провозом войск через территорию Беларуси, но и это в качестве гипотетической угрозы. С ядерными материалами рисковать не будут. Относительно наркотиков договаривались и с Афганистаном, и с Венесуэлой, но хаб не будет сильно расширен, чтобы не захлестнуть Россию.
«Минская Семибоярщина»: Ситуация перейдет в разряд управляемого сторонами вялого пограничного системного кризиса. Трафик мигрантов примет четкий организованный плановый характер забрасывания спецгрупп на территорию Евросоюза. Контрабанда наркотиков, оружия и ядерных отходов увеличится примерно в 2-2,5 раза. Курировать это направление продолжит Виктор Шейман.
«Белорусский порядок»: Режим точно будет использовать остаток мигрантов для поддержания прочной напряженности вдоль границы. Набрать еще людей для повторения событий, как в ноябре, когда тысячи одновременно штурмовали границу, так уже не получится. Главное возможное средство для нового кризиса – это расширение российского военного присутствия вдоль границ с Евросоюзом и Украиной. Появится почва для организации вооруженных провокаций, гибридных операций и т.д. Это будет восприниматься Западом очень нервно.
5. Будет ли попытка деэскалации?
Например, освобождение политзаключенных, помилование? Сколько политзаключенных останется на конец 2022 года?
«Мая краіна Беларусь»: Да, нескольких политзаключенных действительно освободят, но я не думаю, что их станет меньше – наоборот, наполнят новыми. Останется больше, чем было в 2021 году.
«Ник и Майк»: Можно пытаться кого-то выпускать, каких-то незначительных людей, которые не окажут серьезного влияния на политическую ситуацию в стране. Уже идут попытки такого торга. Но в текущих условиях система не работает, так как это продажа воздуха за конкретные уступки со стороны Запада. Поэтому, к сожалению, трудно говорить о том, что будет диалог, в результате которого выйдут политзаключенные. Или ноль, или 1500. Ситуация с нулем более вероятна.
«Cynic»:Деэскалация при Лукашенко на посту не состоится. Не находят покупателя: через Макея в Польшу, Германию и Штаты были направлены весточки о том, что могут выпустить часть взамен за легитимизацию. Ответа не последовало. Слышал, что политических хотели выпустить под референдум, чтобы заглушить волну недовольства, но план так и остался на полке в качестве угрозы, что они, выйдя из заключения, могут стать неформальными лидерами нации на период турбулентности. Поэтому, вероятно, здесь все же «нет»: деэскалации не будет до эпохи транзита.
«Минская Семибоярщина»: Согласование состава участников и сроков проведения сепаратных переговоров для «обмена пленными» сейчас в завершающей стадии. Обсуждается следующая формула первого этапа «деэскалации»: отмена санкций для одного юридического лица = помилование 25-30 «рядовых» политических; отмена санкций для одного высшего должностного лица = помилование одного топ-политического; поэтапная отмена санкций для 5 государственных служащих среднего и низшего звена = помилование 5 «рядовых» политзаключенных.
«Белорусский порядок»: Очень хочется верить, что в Беларуси не осталось политзаключенных вообще. Но если все будет такими темпами, как сейчас, – то около полутора тысяч. Это с учетом тех, кто отбудет свой срок, и тех, кого еще будут арестовывать. В мощную волну деэскалации я не верю, так как у режима нет необходимости в этом. Они будут «цементировать» текущее состояние и объявлять его новой нормальностью. Может, отпустят несколько десятков человек, но принципиально кризиса это не решит.
АА belsat.eu