Пробы грунта и лазерный радар. Археологи исследуют место Куликовской битвы
Слово «Куликово поле» уже несколько десятилетий — «триггер» для любителей альтернативной истории. Из года в год они повторяют один и тот же тезис: битва была в другом месте, неизвестном официальной науке, ученые ничего не находят у слияния Дона и Непрядвы. Какие орудия есть у ученых против невежества и заблуждений? «АиФ в Туле» разбирается в методах исследования полей сражений, которые применяются современной наукой.
Почему так долго?
Шутка ли — найти место Куликова побоища хотел сам... Петр I! Он приезжал на место слияния Дона и Непрядвы, клеймил деревья Зеленой Дубравы и приказал беречь их от вырубки. Но никаких следов побоища не обнаружил. Это и не мудрено, поле — не городище, которое можно визуально определить по остаткам оборонительных сооружений, не культовое место и не погребальный курган.
Места битв — отдельный тип археологического памятника. Он возникает, в отличие от поселений и некрополей, за считанные часы. Археологи, которые изучают древние поселения, крепости и могильники, собирают информацию о десятилетиях и даже столетиях их существования. Находок здесь много, они разные: предметы быта, погребальные принадлежности, остатки жилищ и производств и так далее. На поле битвы все артефакты ложатся в землю одномоментно. Как в случае с Куликовской битвой — за три часа 8 сентября 1380 года.
Ландшафт на месте сражения со временем всегда меняется. Реки поворачивают русла, вырастают или вырубаются леса, пропадают географические ориентиры. Так было и на Куликовом поле. Исчезла Зелёная Дубрава, в которой стоял Засадный полк. Были вырублены леса, распаханы поля. Более 10 лет археологи не могли существенно сузить поиски места битвы. Прорыв в исследованиях помогли сделать палеогеографы. Они выкопали несколько сотен шурфов, чтобы изучить состав почвы и её изменения. Благодаря этому ученые точно определили: на левом берегу Непрядвы битвы быть не могло. Там сохранились серые лесные почвы, 600 лет назад здесь шумел широколиственный лес.
И в 2005-м году ученые официально заявили: наиболее удобным местом для сражения в XIV веке был участок на правом берегу между балкой Рыбий Верх и рекой Смолкой. Этому утверждению предшествовали десятилетия работы и сотни открытий. За это время ученые буквально пропустили сквозь пальцы столько грунта с раскопок, сколько хватило бы чтобы наполнить 300 КАМАЗов.
Помещичье любопытство
«Древнейший способ поиска полей битв — собирание случайных находок. Чаще всего их подбирали крестьяне во время сельхозработ. Так было и на месте Куликовской битвы. Увы, предметы часто не имеют конкретной привязки и, в общем, науке помогают гораздо меньше, чем могли бы. Но находки на территории Поля были», - рассказывает ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов. Артефакты часто оседали в имениях помещиков и просвещенного дворянства. Увы, использовать их сегодня нет возможности: большая часть их была утеряна в годы революции. Пропал даже хранившийся в московском Историческом музее золотой перстень, найденный на месте битвы. Кроме того, оторванная от места, где была найдена, вещь теряет часть своей ценности для науки.
Но ученые постоянно делают новые находки, которые фиксируются по самым строгим правилам. И они подтверждают обоснованность научных заявлений археологов, палеоботаников, военных реконструкторов.
Ключи для открытий
Каждый памятник археологии требует своего подхода, методов, которые позволят получить максимально точную и достоверную информацию. Упрощенно схему работ можно представить так:
историки анализируют документы, определяют возможные пути движения войск, географические ориентиры;археологи изучают «фон» — древние поселения и могильники на этой территории, это важно для понимания места, анализа находок разных эпох, которые могут встретится в дальнейшем;палеогеографы — древний ландшафт. Часто географическими ориентирами служат не только реки и поселения, но и, например, леса. Та же Зеленая дубрава. Найти их и определить их границы в древности — сложная научная задача;оружиеведы изучают вооружение и снаряжение противников. Это необходимо для анализа находок — как могут выглядеть стрелы, доспехи и их элементы, сабли, мечи, топоры, конская сбруя и т.д.Поля сражений — огромные объекты, при тщательной фиксации работы идут медленно, до сих пор ни одно из них не может считаться полностью изученным. Но с каждым годом появляются новые методы исследования и улучшаются уже известные. Например, мощность современных металлодетекторов в разы выше, чем использовавшиеся в 80-90-е гг прошлого столетия. Сегодня ученые находят мельчайшие элементы сбруи, оружия, доспехов там, где не могли сделать этого 30 лет назад.
В 2021 году место битвы было обследовано дистанционным лазерным радаром ЛИДАР. Он охватил территорию в 1000 кв. км. Ранее этот метод отлично показал себя при изучении поселений в Тульской области. Он позволяет создать привязанную к географическим координатам 3D-модель археологического объекта. Какие загадки раскроет ЛИДАР на первом ратном поле? Ученые музея-заповедника обещают рассказать в самое ближайшее время.