Двигатели из подмосковного Ступино для несостоявшегося «Степана Бандеры»
Многие украинские военные самолеты сегодня летают лишь потому, что их летную годность негласно поддерживает Россия
В канун новогодних праздников украинский авиапром сделал робкую попытку немного приподняться с колен. Если и не на самом деле, то хотя бы в глазах собственных сограждан, давно тоскующих без громких «перемог» над Россией.
Поэтому 28 декабря 2021 года «громадянам» по всем основным телеканалам страны наглядно доложили, будто ГП «Антонов» чудесным образом успешно завершил многолетнюю программу импортозамещения в рамках государственного контракта на изготовление для Вооруженных сил Украины военно-транспортных самолетов типа Ан-178. Тех самых Ан-178, скандальный публичный конкурс на выбор «народного имени» для которых Киев провел в конце 2015 года.
Больше всего голосов тогда, напомню, набрал вариант «Степан Бандера», который предложил некий малоизвестный, но убежденный, судя по всему, националист с говорящим «псевдо» Ярко Лютый. Именно «Степаном Бандерой», по замыслу организаторов, будущий военно-транспортный самолет и должен был бы сегодня называться. Но на ГП «Антонов» восторжествовал здравый смысл. Там сочли новое имя слишком политизированным. И оставили машину вообще без названия.
Оно и логично: шесть лет назад программа импортозамещения на Ан-178 только начиналась. И никто не знал, удастся ли воплотить в жизнь видоизмененный проект без участия России. А вдруг все же не получится обойтись без содействия Москвы? Ну и какой для подобного вынужденного сотрудничества с «Первопрестольной» к чертям «Степан Бандера»?
Чтобы смотрелась презентация понагляднее, в минувший вторник из заводского цеха «Антонова» под звуки чарующего вальса в исполнении военного оркестра и в присутствии министра обороны Украины Алексея Резникова торжественно выкатили будто бы «первый серийный образец Ан-178 (заводской номер 001)» грузоподъемностью 18 тонн. Как сказано на презентации, из трех таких машин, заказанных Минобороны этой страны.
Резников объявил, что таким образом Украина делает решительный и весьма широкий шаг по собственному возвращению в небо. Поскольку новый самолет, разрабатываемый с 2010 года, украинские инженеры и конструкторы, по его словам, создали на основе самых современных мировых информационных технологий. А предназначен он для перевозки личного состава, транспортировки грузов, а также для доставки вооружения и легкой военной техники посадочным и парашютным способом. На борту по расчетам могут находиться до 100 солдат и офицеров.
Рекой хлынуло было шампанское. Но густая пена прямо тут же стала некрасиво спадать из бокалов на крепкий бетонный пол.
Выяснилось, что громоподобно презентованный в Киеве Ан-178 никакой не первый серийный самолет. На самом деле «заводской номер 001» предназначен исключительно для сертификационных испытаний. Причем, первый полет он же совершил еще 7 мая 2015 года с аэродрома Гостомель. В июне 2019 был представлен на авиасалоне во французском городе Ле Бурже. Однако лишь в качестве модели. В лётной программе участия не принимал.
Над чем же тогда все прошедшее время бились «антоновцы»? А над импортозамещением. Дело в том, что по словам бывшего президента ГП «Антонов» Александра Лося, до 2014 года треть комплектации Ан-178 составляла украинская продукция. Еще треть — российские детали, агрегаты и механизмы. Треть — американские.
Титаническими шестилетними усилиями утверждает руководство завода, Россию удалось полностью вытеснить из этого процесса. А ее продукцию заменить «западными аналогами». Доведя их долю на Ан-178, понятное дело, до двух третей. Ну а какими же еще замещать? Не украинскими же комплектующими, в самом деле? Однако, как оказалось, даже и это — не вся правда.
В канун презентации на Украине грянул громкий скандал. Оказалось, что, по крайней мере, один российский агрегат на «заводском номере 001» процессу импортозамещения до сего дня не поддался нипочем. По документам, опубликованным специализированным украинским сайтом Defence Express, чтобы не сорвать вторничную презентацию, на Ан-178 все же пришлось установить вспомогательный газотурбинный двигатель ТА18−100, который разработали и серийно производят специалисты исключительно российского АО «Научно-производственное предприятие „Аэросила“» (из подмосковного Ступино).
Для понимания: эти двигатели устанавливают в хвосте Ан-178. А еще — на российские самолеты Бе-200, Як-42, Ту-334 и другие. Без таковых никак невозможно запустить основные двигатели и электропитание любого самолета во время стоянки.
Справедливости ради отметим, что ступинцы, которых Совет национальной безопасности и обороны Украины еще в 2017 году внес в санкционный антироссийский список, не поставляли Киеву именно этот агрегат для именно этого Ан-178. Они давно переправили свой ТА18−100 на Украину для другого украинского военно-транспортного самолета — среднемагистрального Ан-132D, который «антоновцы» тоже с 2015 года намеревались производить совместно с Научно-технологическим центром имени короля Абдулазиза (Саудовская Аравия).
Но к апрелю 2019 года саудиты, поближе познакомившиеся с нынешними украинскими авиастроительными реалиями, из проекта в ужасе сбежали. Вместе с обещанными Киеву немалыми деньгами. Единственный склепанный к тому времени «Антоновым» Ан-132D застыл в цеху безо всяких внятных перспектив. В феврале 2021 года эта машина была официально окончательно исключена из государственного реестра гражданских воздушных судов Государственной авиационной службы Украины.
Вот с него-то, как теперь выясняется, и решено было для Ан-178 в глубокой тайне от украинской общественности демонтировать российский вспомогательный газотурбинный двигатель. Чтобы выкатить хотя бы этот самолет «пред светлы очи» министра обороны Резникова. Что и было успешно проделано к 28 декабря 2021 года.
Но заявим сразу: нам совершенно безразлично, каким именно образом в Киеве дурят свою общественность и собственного президента. В России предлагаю сосредоточиться на другом, но совершенно очевидном безобразии: работающая и на отечественную оборонку заслуженная подмосковная фирма, выходит, активнейшим образом пусть не прямо, пусть косвенно, но одновременно участвует и в попытках перевооружения украинской армии. В том числе — и с помощью ступинской «Аэросилы», выходит, украинские генералы не без оснований надеются получить все необходимое для разгрома мятежного Донбасса и российского Крыма. Как и почему это позволяет Кремль?
Вам кажется, для Кремля это тайна? Такого просто быть не может. Где положено и кому положено, без всякого сомнения, все досконально знают про такого рода внешнеторговые операции. Просто, видимо, не считают нужным вмешиваться. Поскольку зачастую подобные негласные поставки вооружений не только между Украиной и Россией, а и во всем остальном мире осуществляются не напрямую. Через третьи страны. Денежки при этом потихоньку текут тому, кому положено, по глубоко запрятанным в толстенных сейфах документам.
В случае со вспомогательными газотурбинными двигателями ТА18−100 для Украины дело обстоит так. Как выяснила киевская пресса, скоро ГП «Антонов» рассчитывает получить из Ступино еще три таких же агрегата. Как раз, похоже, для трех будущих строевых Ан-178 100Р (номера 007, 008, 009), при активном участии президента Владимира Зеленского заказанных, как уже сказано, для ВСУ. Только поступят те агрегаты на Украину очень уж извилистым, прямо-таки — кружным путем.
Соответствующий договор на сумму в 816 тысяч евро киевлянами в июне 2021 года был заключен с некоей фирмой Aerogulf FZC, зарегистрированной в свободной экономической зоне аэропорта Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах. Но в Эмиратах, как известно, авиационные вспомогательные газотурбинные двигатели не производятся. В нашем случае они на берега Персидского залива вскоре должны прийти из Италии. Где благоденствует другая «левая» фирмочка — Officine Meccaniche Irpine SrL (OMI srl).
Именно таковая на Аппенинах была зарегистрирована «Аэросилой» в 2014 году, когда военно-техническое сотрудничество с Украиной в силу известных событий в Крыму и в Донбассе оказалось затруднено. И мгновенно получила из Ступино лицензию на производство двигателей ТА18−100 в Италии. Откуда, надо полагать, сугубо российские агрегаты на Украину теперь, вероятно, следуют с клеймом «Made in Italy». Что не должно вызывать у надзорных органов в Киеве ни малейших подозрений в нарушениях санкционного режима.
К слову, пишут на Украине, точно таким путем в адрес ГП «Антонов» в 2020 году от якобы изнывающей под санкциями киевского СНБО «Аэросилы» прибывали и другие авиационные вспомогательные двигатели — ТА-18−200−124. На сей раз — для гигантских военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» (грузоподъемностью в 150 тонн), которые были построены на Украине «Антоновым» еще во времена СССР. Общая сумма той сделки — 4,16 миллиона долларов.
Между прочим, примерно в то же время (в апреле 2020 года) об украинских «Русланах», помогавших союзникам по Североатлантическому альянсу уносить ноги из Афганистана, с большой благодарностью отзывался генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он высказался так: «НАТО использует зафрахтованные украинские транспортные самолеты для обеспечения стратегических перевозок… Это самолеты с огромными грузовыми возможностями. Мы приветствуем сотрудничество с Украиной в этой сфере».
По справедливости, хотя бы часть этой похвалы наших геополитических противников, а то и — откровенных врагов, «Аэросила» с полным основанием, как мы теперь понимаем, имела право отнести на собственный счет. Как, к слову, и находящееся по соседству с нею тоже подмосковное ОАО «Балашихинский литейно-механический завод».
Менее года назад в статье «Без „страны-агрессора“ военным пилотам Украины что-то не летается» «Свободная пресса» писала, что 25 ноября 2020 года ГП «Антонов» подписал с ООО «Оптимус Прайм Лтд» договор о поставках тормозов и тормозных дисков для своих самолетов Ан-124 «Руслан» на огромную суммы 3410000 долларов. Однако за спиной загадочного ООО слишком явственно маячили уши балашихинцев — единственных в мире производителей крепчайших уникальных тормозов, способных удерживать тяжело груженные «Русланы» на взлетно-посадочных полосах.
Так что и без российской авиапродукции из Балашихи выбираться из Афганистана американцам и их соратникам пришлось бы с куда большими приключениями и потерями. А без изделий ступинской «Аэросилы» Киеву даже и мечтать бы не стоило о своих будущих десантах с Ан-178, едва не ставшего «Степаном Бандерой», на головы защитников Крыма и Донбасса. Помните, как некогда пел знаменитый наш Марк Бернес? «А без меня, а без меня, здесь ничего бы не летало. Здесь ничего бы не летало, когда бы не было меня».
В той песне, кстати, по сугубому совпадению тоже шла речь про заводские корпуса. «Могу назвать вам адреса», — задушевно сулил Марк Наумович по другому, гордому поводу. А сейчас адреса перечисленных российских предприятий ФСБ не заинтересуют?