Жители подземных лабиринтов
Загадочные маленькие человечки в том или ином виде украшают фольклор всех народов. Их кто-то видел? Или они порождение богатой фантазии?
В одних преданиях человечки миниатюрны, доброжелательны и беззащитны; в других — злобны и смертельно опасны. О них рассказывают то как о народах давно исчезнувших, то как о реально существующих по сию пору, обитающих чуть ли не бок о бок с обычными людьми.
Лучшие друзья Белоснежки
Фольклор Британских островов особенно богат рассказами о малом народце, который издавна живёт в Полых холмах. Чаще всего его называют фейри, хотя и фейри бывают разные в зависимости от рода занятий и того, как они относятся к людям.
В Уэльсе существует поверье, что фейри — это души умерших людей, которые земными деяниями не заслужили места в раю, но не настолько нагрешившие, чтобы отправиться в ад. Их судьба окончательно решится на Страшном суде, а до того времени они трудятся или забавляются, хотя ни работа, ни развлечения не приносят никаких результатов и удовольствия.
Самые главные и самые опасные из подгорных народцев — кобольды. Ростом они с двухлетнего ребёнка, но хитры, сильны и чрезвычайно опасны для шахтёров. Один их вид шокирует: у них ярко-красные, огненные волосы и бороды, злобные собачьи мордочки, рожки на голове, козлиные ножки и крысиный хвост.
Кобольды часто наряжаются как настоящие шахтёры, носят с собой лампу или свечу на голове, шахтёрскую сумку, кирку и молоток. Постоянно живут в шахтах, не выходя на солнечный свет, который превращает их в камень. Если у них возникают какие-то дела на поверхности, они отправляют наверх своих доверенных лиц — крыс.
Кобольды охраняют подземные богатства от людей, устраивают камнепады, гасят лампы на касках шахтёров, рушат крепления. Сами же они поодиночке для человека не опасны. Но, будучи слабыми, умеют сбиваться в стаи и недостаток силы компенсируют численностью, слаженными действиями и коварством.
Живут кобольды в лабиринтах, устроенных с особой сложностью: в них то и дело ямы, ловушки, рукотворные обвалы. Пожалуй, их жилища — единственный результат их шумной, суетливой деятельности. Там же они хранят ворованный у зазевавшихся шахтёров инструмент.
Хотя в некоторых легендах кобольды выглядят забавными, суматошными, вполне безобидными существами. С утра до ночи они заняты безостановочной и бессмысленной работой: куда-то бегут, что-то несут, крутят крохотные лебёдки, грузят руду в маленькие ведёрки, таская их с места на место. С такими человечками горняки стараются ладить, считая, что встреча с ними приносит удачу, а иногда, под хорошее настроение, они могут подсказать, где искать сокровища или плодоносную жилу.
Английскими родственниками кобольдов являются стуканцы. Эти все миролюбивы и доброжелательны. Они малорослы, пузаты, с широкими плечами и огромными рыжими бородами. Ступни их ног непомерно велики, и, щеголяя в шахтёрских ботинках, они громко топают и шумят в далёких штольнях.
В отличие от кобольдов, стуканцы и в самом деле умеют отыскивать сокровища в глубинах гор и прячут их в тайных лабиринтах. Маленькие рудокопы наделены чувством юмора, любят весёлых и остроумных шахтёров, которым могут показать дорогу к золоту, драгоценным камням и руде. Они даже могут предупредить об опасности обвала.
Но есть ситуации, когда стуканцы теряют своё миролюбие. Они терпеть не могут свиста, и всякий опытный горняк знает об этом. Шахтёры стараются завоевать благосклонность подгорных жителей: например, приносят им что-нибудь вкусное и раз в год дарят одежду.
В Шотландии бытует представление о том, что где-то рядом, в глубине гор и холмов, живут таинственные существа крошечного роста. Они владеют тайнами природы, управляют ветрами, могут насылать бури и укрощать шторм. Умеют завлекать людей в свои тайные жилища, и когда много лет спустя потерявшиеся во времени странники возвращаются домой, то ничего не помнят — ни как они жили в прежней жизни, ни чем занимались под землёй.
Жители холмов воруют маленьких детей. Вот почему до сих пор в деревнях в кроватку маленькому ребёнку кладут кусок железа, который якобы отпугивает незваных гостей.
В 1850 году в Шотландии над местечком Скара-Брэ на побережье Оркнейских островов пронёсся сильнейший ураган. Он снёс верхушку ничем не приметного холма и неожиданно открыл внутреннюю часть какого-то жилища. Оно походило на человеческое, за исключением того, что в нём не было металлических предметов и построено оно было для обитателей не выше метра ростом.
Впоследствии археологи вскрыли и другие холмы, обнаружив подобные обиталища. Они строились как подземные сооружения; вначале устанавливались большие каменные плиты-стены, на них клали настил из дерева и камней, а затем заваливали слоем земли и торфа, оставляя небольшой вход.
Низкие потолки, дверные проёмы, миниатюрные предметы быта — шкафы, кровати, столы — всё было сделано из камня. Жилища соединялись подземными переходами. Исследования привели учёных к заключению о том, что дома принадлежат к эпохе позднего неолита, когда ещё не знали металла.
Удивительно, что внутренняя часть дома имела вид жилого помещения, которое хозяева покинули только что. В шкафах стояли украшения и посуда, нигде никаких следов борьбы и принуждения. Причина, по которой были оставлены дома, стала ещё одной, но далеко не единственной неразгаданной загадкой Скара-Брэ.
Археологи убеждены: дальнейшие раскопки позволят узнать много нового о человеческой культуре эпохи неолита. Подземные лабиринты были возведены за 250 лет до начала строительства египетских пирамид в Гизе. И, судя по всему, обнаруженная при раскопках рифлёная глиняная посуда именно отсюда начала распространяться на юг Британии и на всю Европу.
Следы маленьких человечков находятся во всех уголках земного шара — Европе, Азии, Африке, Австралии. В 2003 году, после раскопок, проведённых на индонезийском острове, было сделано открытие, которое, что называется, переписывает историю человечества.
Найденные останки неизвестных человекоподобных существ исследователи отнесли к прямоходящим гоминидам. Их возраст исчисляется восемнадцатью тысячелетиями. Рост взрослого мужчины не достигает метра. Вид назвали Homo floresiensis, а в просторечии этих карликов именуют хоббитами.
С середины ХХ века стали известны племена пигмеев, обитающие в Бирме и Китае, а малорослые жители Экваториальной Африки описаны ещё в древнеегипетских и древнегреческих источниках. Мужчины этих племён дорастают лишь до 120-140 сантиметров; женщины и того ниже.
Но все они выглядят великанами рядом с так называемыми микропигмеями, обнаруженными в австралийских лесах. Их средний рост составляет примерно 40 сантиметров.
Малый народец оставил свой след и в России. В селе Власовка Воронежской области на раскопках кургана был обнаружен лабиринт общей площадью 254 кв. м. Ходы пересекались таким образом, что в целом составляли затейливую фигуру, по форме приближающуюся к квадрату. Высота ходов по максимуму — 1,3 м, по минимуму — ниже метра.
Возведение лабиринта во Власовке датируют VII-IX веками н. э. При обследовании параметров учёные заключили, что рост строителей не мог превышать 80 сантиметров, а вес — 25 килограммов.
Археологи считают лабиринт местом проведения религиозных ритуалов. Они уверены, что в центральном помещении находился предмет поклонения — каменный или деревянный идол. А рядом с ним совершались жертвоприношения, о чём говорят найденные человеческие кости и черепа животных. Ритуальный лабиринт, скорее всего, служил для проведения обряда инициации юношей, предполагающего ряд испытаний.
Уральские колдуницы
В фольклоре России тоже остался след памяти о подземных жителях. В старину рассказывали легенды и сказки о духах гор, чудесных обитателях шахт и рудников. Так рождались суеверия и приметы, призванные подсказать человеку, как ему себя вести при встрече с пришельцами из подземного мира.
Особенно был богат сказаниями российский Урал — центр добычи драгоценных камней и металлов. Главным духом этих мест была Хозяйка Медной горы, женщина невиданной красы, владычица сияющих подземных чертогов. Она могла подсказать приглянувшемуся ей человеку, где искать лучшие камни. Однако её симпатии никому не приносили счастья: поражённые блеском её красоты, нарядов и жилища, люди навсегда теряли вкус к жизни на земле.
Восхищение самоцветами перекочевало в легенды, наделявшие хранительниц гор, шахт и колодцев ослепительной внешностью, будь то царица в золотой короне или юная дева. Эти волшебные создания одаривали богатством людей, чистых сердцем; алчных же погребали под грудой богатств. Прекрасные образы дополнял волшебный олень с серебряными копытцами, житель горных лесов. Там, где он ударял ногой о землю, появлялся ручей самоцветов.
Совсем иным характером обладает хозяйка уральского золота — Огневушка-Поскакушка.
В русских сказаниях она — весёлая рыженькая девчонка, маленькая, как куколка, в голубом сарафанчике и с платочком в руке. Она владеет золотом, залегающим в верхних пластах земли. Огневушка неожиданно появляется из огня или дыма, начинает весело отплясывать и, кружась в танце, вырастает всё больше и больше, пока не становится ростом с обычную девочку. Под её ногами выгорает вся земля.
Огневушка свободно выходит из земли и так же легко исчезает в ней. Там, где она танцует, старатели всегда находят золото.
В сказках Павла Бажова мудрый старик рассказывает внуку о том, что золото, на которое наводит Поскакушка, растёт в земле как редька — наверху круглая и пошире, становясь всё уже на глубине. «Выроешь эту редьку золотого песку — и больше на том месте нечего делать».
Огневушка умеет превращать зиму в лето; протанцует по мёрзлой земле — она оттает, зазеленеет на ней трава и расцветут цветы. Девочка владеет волшебной лопатой, неказистой и ржавой на вид. Лопаткой она делает зарубки в тех местах, где лежит золото. Относится Огневушка к людям по-разному: кому поможет, над кем посмеётся и обманет. Очень она не любит жадных — сразу видит, что за человек перед ней, — и чаще помогает беднякам, чем богатым. Старатели знают: где Огневушка остановится, ножкой топнет, платочком махнёт и по-своему присвистнет — там ищи золото. Но если тут же ухнет филин — искать бесполезно.
Вот такие они разные — загадочные подземные человечки, жившие в давно минувшие дни.